За годы Великой Отечественной войны тысячи наших земляков были награждены орденами и медалями, двое стали Героями Советского Союза. Но среди награжденных особо выделю обладателя высшей награды СССР — ордена Ленина, — нашего земляка, легендарного разведчика Адама Нищименко.

Нищименко Адам Евсеевич

Родился он в 1918 году в Красновке.  Когда началась война, Адам Нищименко  находился на службе в Красной Армии, был кадровым военным. В декабре 1942 года в составе разведгруппы, командиром, направлен в тыл фашистов.

Иван Евсеевич, проявив настойчивость и хорошие организаторские способности,  блестяще справился с поставленным заданием. Ему удалось организовать несколько разведгрупп, с помощью которых систематически информировал центр о передвижении фашистских войск. На протяжении нескольких  месяцев разведчики, рискуя жизнью, добывали ценнейшие сведения о переброске войск через крупный железнодорожный узел, устанавливая при этом номера  фашистских дивизий.

После выхода в расположение наших войск следует новое задание. Разведгруппу, в состав которой входило 12 человек, забросили на территорию Польши. При приземлении разведчик Дмитрий Доля сломал ногу,  выполнение задания оказалось под угрозой.

Капитан Леонид Белявский (под таким псевдонимом работал в тылу врага Адам Нищименко. — Прим. автора),  принимает решение: оставляет  одну из своих радисток  Галину Сущеву и разведчика с Дмитрием Долей, а с остальными уходит на задание. Через месяц части группы воссоединились, задание командования было выполнено.

Последним поручением разведгруппы была высадка в Чехословакию.

Нашим войскам предстояло штурмовать Карпаты и добыть сведения о районе предстоящих боев, которые для советского командования представляли исключительную ценность.

Главной задачей для разведчиков стало  установление  связи с местным населением.  Это им удалось. Словаки и чехи встретили разведчиков как своих освободителей. Численность отряда «Батьки Ленки» (так его называли местные жители. — Прим. автора), стала расти. Первым к капитану Леониду Белявскому пришел молодой Карел Карас, который представился: «Добрый день, содруг Ленька! Я пришел к тебе в отряд с автоматом, взятым у убитого фашиста». Вскоре вслед за ним потянулись и другие. Отряд стал называться «Первым славянским партизанским отрядом».

 В один из дней радистки Лидия Вербовская и Галина Сущева приняли радиограмму с приказом командования добыть у фашистов генеральный план обороны Бескид (часть Карпат. — Прим. автора). Связавшись с помощью местных жителей с коммунистическим подпольем города Моравская Острава, разведчики вышли на патриотически настроенных генералов Брауна и Этеля, которые помогли добыть этот секретный документ. Его тут же размножили, и лучшие лыжники отряда, имея по копии плана, отправились  к Кракову, где проходила линия фронта. План был доставлен советскому командованию. Это позволило обойти наиболее укрепленные фашистами районы и захватить промышленную Моровскую Остраву без значительных разрушений.

Еще одна операция достойна того, чтобы о ней рассказать. Собрав и обобщив полученные данные, капитан «Белявский» сообщил командованию, что по железнодорожной линии Кошице — Жилин — Богумин в направлении польской границы движутся 16 эшелонов с танками «Пантера» и «Тигр». На следующую ночь радистки приняли ответную радиограмму. В ней сообщалось, что войсковая разведка в районе Богумина танков не обнаружила. Капитану Белявскому поручили еще  раз проверить, куда делись фашистские танки. Группа разведчиков тут же ушла на задание. Через два дня поисков они нашли бронетехнику: две танковые дивизии были выгружены в лесу, не доезжая Богумина, где их  тщательно замаскировали. В центр были переданы и точные координаты вражеского скопления.

Более двухсот самолетов, точно ориентируясь по сигнальным ракетам «белявцев», прицельно атаковали врага и почти полностью уничтожили танки, направляющиеся через Богумин к Кракову, где гитлеровское командование готовило прорыв фронта. Планы фашистов были сорваны.

9 мая 1945 года отряд капитана Белявского соединился с регулярными частями Красной Армии.

В качестве мужа и жены возвратились на родину  Адам Нищименко и бывшая радистка Лидия Вербовская. После войны они жили во Львове.

Адам Евсеевич не забывал и родную деревню, приезжал в Красновку, некоторые из своих военных реликвий он передал местной школе. К сожалению, после того, как школу закрыли, — все пропало. Нам остается только сохранить память об этом замечательном фронтовом разведчике.

Василий Чайка