Великая Отечественная война… Многие белорусы прошли через ее испытания. Жестоко сломала она и судьбы моих родных.

Степан Рыбак

Вспоминаю, как в Дерновичскую школу приходили ветераны поделиться историями, как с учительницей Ниной Щербин убирали памятник. Тогда мне хотелось, чтобы память о героях войны была увековечена и в моей деревне Майдан. По поручению школы в канун Дня Победы я приносила поздравительные открытки односельчанам, в том числе папиному брату Петру Прохорчуку и мужу тети Оли Семену Шайдецкому. Как я теперь сожалею, что ничего не расспросила у них о войне…

Вот, что я узнала спустя годы… Победный май 1945 года застал Петра Ивановича в Германии. Путь домой проходил через немецкий хутор. Там их приветливо пригласили за стол, затем открыли шквальный огонь. Дядя увидел, как его другу разрывная пуля попала в живот, и он в горячке, запихивая внутренности обратно, стонал: «Петя, помоги…» Советская танковая колонна, услышав бой, подошла на помощь. Увидев убитых товарищей, не могли сдержать слез. Ведь война закончилась, все радовались Великой Победе, а здесь погибла почти вся рота. Теперь я понимаю, почему дядя Петя был всегда суров и редко улыбался. Он удостоен орденов Красной Звезды, Отечественной войны II степени, медалей. Эти награды в День Победы на могилу отца приносит его сын Владимир.

А вот второй мой дядя Семен любил шутить. Его фразы становились крылатыми. Семен Иванович хорошо знал немецкий, на фронте работал переводчиком. Так как был маленького роста, в подразделении его все любили и берегли, как сына. Семен Шайдецкий жил напротив, постоянно меня угощал сладостями. Я ходила во второй класс, когда он умер. Помню, пришла проститься, а возле него на красной ткани лежали боевые награды. За могилой дяди Семена я с глубокой благодарностью ухаживаю, когда приезжаю на Радуницу в Дуброву.

Моя бабушка Ольга Рыбак во время войны жила в Углах. Накануне уничтожения фашистами деревни, она ночью тайно покинула дом. С тремя маленькими дочками пряталась в лесу, затем обосновалась в Антоновке. Ольга Александровна благодарила судьбу, сохранившую не раз ей и ее детям жизнь. Дедушку Владислава Васильевича в 1938 году репрессировали и расстреляли в Мозыре. Мама вспоминала, что после войны еще долгое время ждала отца и в каждом незнакомом мужчине, появлявшемся в деревне, видела его. Ей очень хотелось обнять родного человека, которого никогда не видела. Эту встречу мама представляла себе много раз. О том, что он был расстрелян еще до войны, а затем реабилитирован, семья узнала лишь вначале 80-х.

Брат бабушки Оли Степан Рыбак жил в Ясенке, воспитывал четверых детей, работал председателем колхоза, за что получил Орден Ленина. В годы Великой Отечественной войны за то, что он остался в подполье, собирал людей для партизанского отряда, фашисты жестоко избили его жену Ольгу.          А однажды моя мама и тети зимой катались на горке и увидели, как немцы арестовали и вели в комендатуру партизан и дедушку Степана. Ольга Рыбак, узнав, что брат в беде, откопала спрятанную серебряную утварь, занесла полицаю, чтобы он разрешил увидеться. За бабушкой увязалась и ее маленькая дочь Лида. Зная, что Степана Александровича расстреляют, они всю ночь проплакали. На рассвете их всех вели в сторону Наровли. Дедушка Степан переживал за сестру и племянницу, а бабушка Оля слезно причитала: «За что мне такое горе: мужа увели в неизвестном направлении. Я уже несколько лет не знаю, где он, а теперь и брата забираете…» Фашисты сжалились и сбросили с повозки бабушку и тетю. Степана Рыбака фашисты не расстреляли, они решили поиздеваться, дали веревку и бросили под лед. «Даем тебе шанс, проплывешь, будешь жив», — придумали казнь изверги. За участие в боях за освобождение Родины Степан Александрович кроме наград имел  именной пистолет, а также часы от всесоюзного старосты Михаила Калинина. Согласно записи в книге «Память», он пропал без вести, а по другим сведениям его расстреляли в Ельске. Самая правдивая версия — лейтенант Степан Рыбак похоронен в братской могиле в городском парке в Наровле. Его имя увековечено на памятнике.

Теперь я не упущу время. Мне есть, что рассказать о воевавших родственниках детям и внуку, и я буду сохранять эту память!

Ольга ПАРТЫКО, фото из семейного архива