Все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. За это время выросло не одно поколение тех, кто не слышал взрывов бомб и разорвавшихся снарядов. Но война не стерлась из памяти многих людей. Отчетливо помнит события военных лет и Анастасия Тимошенко, которая в январе отметила 91-й день рождения.

Анастасия Сергеевна — человек общительный, душевный и на редкость открытый. В уютной гостиной она охотно делилась воспоминаниями о долгой нелегкой, но интересной жизни, о военных годах. Они и сегодня бередят душу и от них наворачиваются слезы на глаза.

— Родилась я в 1932 году в маленькой деревушке Радомля Угловского сельсовета. Еще ее называли «Каўбасы», — начала рассказ бабушка. — Деревня была небольшая, всего 28 дворов. Но люди жили работящие. Держали свиней, коров, пчел. Много было ягод, грибов. Хорошо жили. Когда началась война, я училась в первом классе. Как сейчас помню, был урок письма. Я старательно выводила букву «у», когда в хату, где была школа, вошел наш учитель, молодой парень родом из Конотопа, и сказал: «Дети расходитесь по домам. Меня забирают на фронт». Мы и побежали. Радовались, война, уроков не будет. Такой еще был ум.

С началом войны жизнь в деревне изменилась. Трудно приходилось. Мужчин всех забрали. Хозяйство легло на женские и детские плечи. В недостроенном доме без печи остались с матерью девятилетняя Настя и ее два младших брата. О войне она помнит много: как в деревне немцы стояли, как люди погибали, как к партизанам в лес пробирались, спасаясь от смерти…

По просьбе матери, сложить печь помогли знакомые. Но жить в новом доме пришлось недолго.

— Война — это страх, не дай Бог, — продолжает бабушка.  — Мадьяры жгли деревни. Сначала сожгли Хильчиху. В хлеве с другими жителями в огне погибла и моя двоюродная сестра… Кто-то подсказал, что в Углах мельник молол муку партизанам. Так они его в хлеву привязали и сожгли живым…

Когда шел карательный отряд сгорела и наша Радомля. А мы в лес убежали. Связным у партизан был мой отец. Жили тяжело. В куренях, времянках, потом уже в землянке. Зимы тогда были не то, что сейчас. Мороз страшный стоял. И корова с нами в землянке была, потому что без нее пропали бы с голоду.

Одно из ярких воспоминаний — освобождение Беларуси от фашистов. Радости и ликованию не было предела. Надеялись и на скорейшую Победу, ждали ее и дождались. День Победы стал самым счастливым днем!

— После войны голод был, — делится старожил. — Но надо было жить, а значит — трудиться, не покладая рук. Вернулся отец. Его назначили председателем колхоза. Деревню со временем отстроили. Организовали школу. Молодежи много было. Работали в колхозе. И сеяли, и жали, и копали, и в поле ночевали. Но, главное, радовались мирной жизни.

Война преподала молодым такую школу выживания, что они запомнили эти уроки навсегда. И всей своей жизнью доказывали, что не прошли они даром. Общая беда всех сплотила, помогла выстоять, победить.

— Не зря говорят:  человек рождается,   судьбой наделяется, —     подмечает женщина.    — Вскоре я познакомилась с будущим мужем. Жил он в соседней деревне Ленпоселок. Приехал с армии в отпуск и к нам в деревню пришел гулять. Так и поженились…

Вместе супруги прожили почти 60 лет. Родили и поставили на ноги четверых детей. Николай Михайлович начинал участковым, трудился в колхозе, на заводе стройдеталей. Был хозяйственным и на все руки мастером. Больше 45 лет назад семья переехала в Наровлю. После катастрофы на ЧАЭС три года жили в Скиделе, но не привыкли на чужбине — вернулись обратно. Конечно же, на их пути не раз встречались трудности, но они смогли преодолеть все испытания. Десять лет как Николая Михайловича не стало. В большом доме, построенном супругами, женщина живет с дочерью. В утешение бабушке — семь внуков и восемь правнуков, которые ее не забывают и часто навещают.

— Не все в моей жизни было гладко, но вспоминаю только хорошее. С мужем уже на пенсии много где побывали, свет повидали. Были в Адлере, в Сочи, в Крыму. И в Москве два раза, там у меня живут брат и сын. Дети у меня хорошие. А внуки и правнуки — золотые!

Анастасия Сергеевна никогда не жалела о том, как сложилась ее судьба. Несмотря на преклонный возраст, она сохраняет светлый ум, оптимизм и бодрость духа, много помнит о Наровлянщине, интересуется общественно-политической жизнью страны, в курсе последних событий, происходящих в районе. В неравнодушии и активной жизненной позиции, по ее словам, и заключается секрет долголетия.

— Жалко мне нынешнюю молодежь, мы хоть бедные были, но жили весело. Песни пели, на танцы ходили, дружили, людей уважали. А сейчас как живут? Из дому не выходят. Так и вспомнить будет нечего. Любите, берегите и цените друг друга. Одна жизнь у нас, а молодость не вернуть, — дает наказ молодым Анастасия Тимошенко.

Людмила НЕВМЕРЖИЦКАЯ, фото из архива семьи Тимошенко