После катастрофы на ЧАЭС район обрел друзей из разных стран мира. Петер ЭЛЬТРОП руководил тремя самыми крупными детскими и юношескими психиатрическими клиниками в Германии. В 2000-х началась его дружба с Наровлянщиной, которая продолжается и сегодня.

— Петер, когда вы впервые посетили Наровлю?

— Первый раз я приехал в 2005 году. Тогда я познакомился с Аллой Валериевной (Науменко А.В. — председатель районного Совета депутатов, — прим. авт.) Мы посетили райбольницу. В тот момент я подумал, что могу чем-то помочь. Самое простое, что можно было сделать — оказать спонсорскую помощь.

— Что сегодня связывает вас с нашим краем?

— Отмечу, что с Беларусью и Наровлянским районом меня связывают люди и интересные истории. Хорошо помню ваших артистов в колоритных традиционных костюмах. Также Наровлянщина — родина моей жены.

— Грустите ли вы по тем временам?

— Да, я скучаю. В том плане, что было много эмоций, и все для меня такое новое и интересное. Хотелось все увидеть и узнать. Когда я первый раз побывал здесь, то дал интервью немецкой газете о том, что меня удивило. Двигаясь из аэропорта Минска в Наровлю, мое внимание привлекло обилие сосновых и березовых рощ. Природа похожа на Финляндию. В Германии, когда где-то пролетает аист, то посмотреть собирается очень много людей, ведь для них это, как чудо света. А здесь аистов много.

— Изменилось ли что-то здесь с момента вашего последнего визита?

— За эти годы произошло очень много изменений. Особенно, после того, как я посещал район в 2019 году. Город стал благоустроеннее. Я был летом и понравилось обилие цветов и чистота. Появились магазины крупных фирм, таких, как «Евроопт». Это очень хороший европейский стандарт. Также изменилась поликлиника, но требуются еще решения, чтобы качество обслуживания достигло европейского уровня.

— Как вы относитесь к тому, что несколько поколений людей остались жить и возрождать земли, когда-то пораженные Чернобылем?

— Не уверен, остался ли бы я в такой ситуации, ведь существовала огромная опасность для здоровья. Но все же считаю, что люди, которые продолжают здесь жить — очень смелые.

— Но, несмотря ни на что, последние несколько лет район входит в тройку лидеров по рождаемости в страны.

— Да, я слышал об этом и даже говорил немецкой прессе, что в Беларуси очень много молодых людей с колясками, детей. Что касается рождаемости, то, по сравнению с Германией, здесь ситуация намного лучше. Хочу также отметить, что многое делает государство в плане социальных программ, которые помогают и стимулируют людей создавать семьи и рожать детей. Это должно быть примером для Германии.

— Что планируете посетить при следующем визите?

— Планов много. Мне нравятся Гомель, Витебск. Мой любимый художник — Марк Шагал. У меня дома есть его картины и других белорусских художников. Хочу познакомиться получше с Минском. Не был еще в Беловежской пуще, Дворце Румянцевых и Паскевичей.

— Вы счастливый человек?

— Думаю, что да. Я веселый, а жизнь становится проще если больше радоваться. Если смотреть в прошлое, то в 29 лет я стал самым молодым директором клиники. Потом достиг того, что руководил уже тремя. Я рад, что и сегодня учреждения в очень хорошем состоянии, а работники высоко мотивированы.

— Как вы думаете, что является самой большой ценностью Наровлянщины?

— Я бы сказал, что самая большая ценность Беларуси и Наровли — это люди, их доброжелательность, гостеприимность, толерантность. В том числе по отношению ко мне.

Михаил ШЕВЧЕНКО, фото автора

P.S. Петер очень скромный человек, но в 2000-е он оказал значимую помощь району. Это и три микроавтобуса, которые направлены в сферы культуры и здравоохранения, медицинские препараты, оборудование для поликлиники, оснащение отделения для дневного пребывания инвалидов. Помогал он и артистам Наровлянщины с выступлениями в Германии, оказывал помощь в оформлении виз, организовывал передвижения по стране и многое другое.