У жесткости нет национальности. В этом убеждаешься, читая о зверствах нацистов и их союзников в годы Великой Отечественной войны.

Расследование уголовного дела по факту геноцида белорусского народа с каждым днем все больше приоткрывает завесу фактов, долгие годы хранившихся под грифом «секретно».

— При изучении документов Российского государственного военного архива, прокуратурой Наровлянского района были установлены иностранные лица, которые совершали злодеяния на территории Наровлянщины, — рассказывает прокурор района Павел Ярмош.

За этим сухим канцеляризмом «иностранные лица» скрываются представители Венгрии, активно воевавшие на стороне Гитлера. В простонародье они больше известны как мадьяры. Среди советских солдат они считались самыми отпетыми извергами. И их ненавидели намного больше, чем немцев, которые изумлялись их необузданной жестокости. Если расспросить о мадьярах жителей Полесья, свидетелей тех страшных событий, то они в один голос расскажут, что венгры выделялись среди оккупантов невероятным садизмом, превосходя в этом «мастерстве» даже самих немцев. Они выкалывали людям глаза, вырезали на коже красноармейцев звезды, поджаривали на кострах или просто сжигали ни в чем не повинных местных жителей прямо в сараях или домах, обвинив предварительно в принадлежности к партизанам.

— Приговором военного трибунала войск НКВД Киевской области в городе Киеве в закрытом заседании в ноябре 1947 года рассмотрено уголовное дело по ч. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года, где обвиняемыми выступали трое иностранцев: Венедикт Скрипало, 1919 г.р., уроженец Чехословакии; Ференц Допи, 1919 г.р., уроженец Румынии; Лаяш Варго, 1912 г.р., уроженец Румынии, — называет имена преступников Павел Викторович.

Все трое служили в 25-й пехотной дивизии в 55-м полку Венгерской армии. Военный трибунал обвинял их в том, что они, находясь на советской территории с мая 1943 по январь 1944 года принимали участие в чинимых зверствах над мирным населением Житомирской и Полесской областей.

Установлено, что Скрипало, как командир взвода, вместе с подчиненными массово арестовывал и угонял в фашистское рабство советских граждан, а также в 1943 году участвовал в сожжении деревень Наровлянского района Москалевки, Углов и Ничипоровки, где в огне погибли свыше 350 человек. Он расстреливал жителей, не желающих покидать свои дома. В январе 1944-го Скрипало поступил в банду Украинской повстанческой армии, где под кличкой Цыган принимал участие в зверствах над мирным населением.

С мая 1944 года вместе с немцами расстреливали, грабили советских людей, поджигали жилые дома Варго и Допи. Они занимались массовыми арестами и угоном людей на каторгу в Германию.

— Военный трибунал вынес вердикт: всем троим назначено наказание в виде лишения свободы с направлением в исправительно-трудовые лагеря сроком на 25 лет. Считаю, что они отделались малой кровью, ведь сам генерал Ватутин после всех свидетельств о преступлениях гитлеровских приспешников отдал приказ: «Мадьяр в плен не брать», — резюмировал прокурор.

Алеся ЛИТВИН