События 1917 года изменили ход истории. И, конечно, перемены не могли произойти без людей, которые были всецело отданы делу Ленина. Среди них и Николай Малинин, председатель Наровлянского волостного военного комитета.

Фото носит иллюстративный характер

Перебирая архивы, я наткнулся на его письмо, которое Николай Иванович прислал к нам в город к 50-летию Великой Октябрьской революции. В этом письме он делится воспоминаниями о своем прибытии в Наровлю в 1920 году и установлении на наших землях советской власти.

«Дорогие товарищи! — обращался в своем письме к наровлянам Малинин. — Ваше желание написать к 50-летию Советской власти историю г/п Наровля в борьбе за власть Советов, это большое и трудное дело, но оно достижимо, так как за эту работу взялась со всей настойчивостью и энергией наша славная молодежь, вдохновляемая Ленинской партией» (здесь и далее орфография и стилистика сохранены. — Прим. авт.)

В июне 1920 года, будучи в 17-й стрелковой дивизии в качестве инструктора-организатора, Николай Малинин участвовал в освобождении Минска от белополяков. В октябре 1920 года было заключено перемирие с Польшей. Но спустя месяц польское правительство, вопреки перемирию, решило пропустить на территорию советской Беларуси несколько полков, сформированных на территории Польши Булак-Балаховичем и Савинковым из русских военнопленных. На ликвидацию этой банды и была брошена 17-я стрелковая дивизия.

«После разгрома этой банды я был оставлен в Наровлянской волости в качестве волвоенкома, — продолжает рассказ революционер. — Волостная партийная организация избрала меня секретарем партийной организации. Время тогда продолжало оставаться тяжелым: остатки банд, кулачество не сложили оружия против Советской власти. Заприпятские волости — Наровлянская, Дерновичская, Мухоедовская — были самыми отдаленными от уездного центра г. Речица. Эти волости были расположены в лесистой местности. Эти природные условия использовали бандиты. В Мухоедовской волости бродила банда Владека, в Хойницкой  — банда Сопляка, с Украины бандиты захаживали на территорию Белоруссии. Они терроризировали население, убивали советских активистов, им удавалось иногда останавливать пароходы, идущие из Мозыря в Киев. Грабить. Бандитами был схвачен возвращавшийся из Речицы председатель Мухоедовского волревкома и зверски убит».

Так, конец 1920 года и весь 1921-й прошли в острой борьбе с контрреволюционным охвостьем. Кулачество всячески саботировало выполнение распоряжений Советской власти, особенно сдачу хлеба, который так нужен был стране. Для борьбы с бандитами и кулачеством, саботажниками в Наровле был создан отряд самообороны, состоящий из коммунистов, комсомольцев и советского беспартийного актива.

«Отряд был небольшим из 40-50 человек. Мы выходили на операции по борьбе с бандитизмом в Дерновичи, Мухоеды. Юровичи. Тот факт, что бандиты ни разу не посмели напасть на Наровлю, является результатом того, что в Наровле находился вооруженный отряд — вспоминал Николай Иванович. — Когда я прибыл в Наровлю, председателем волисполкома был Домов, а секретарем Поташко. До Домова председателем волисполкома был тов. Губарев, после тов. Домова председателем волисполкома работал тов. Носко из с. Вербовичи.

Вы меня, товарищи извините, что я многих активных товарищей не назвал, пусть они меня простят, я пишу на память, записей не вел. Активное участие в борьбе за власть Советов в то время принимали т.т. Кремень, Городецкий, Галан, Шпитальник, Бухман и многие другие.

Вот вкратце, что я смог вам написать. Со своей стороны я посоветовал бы привлечь к этой работе т. Бухмана; он писал материал о Наровлянском комсомоле в годы гражданской войны. Где он теперь, я не знаю, но у него имеется хороший материал. С коммунистическим приветом Малинин Николай Иванович, персональный пенсионер союзного значения. Член КПСС с 1919 года.

20 июля 1967 года».

После работы в Наровле Николай Малинин занимал ряд других ответственных должностей. Во время войны был секретаря Полесского подпольного обкома КП(б)Б. Его именем названа улица в Мозыре. В 1977 году его не стало.

Василий Чайка