В июне 2007 состоялось торжественное открытие мемориала «Памятник детям-жертвам Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)» в агрогородке Красный Берег Жлобинского района. Кому он посвящен? О чем напоминает?  

В июле 1941 года немецкие войска захватывают деревню Красный Берег. В усадьбе, построенной в конце XIX века, создают военный госпиталь для лечения немецких солдат и офицеров.

Войска Третьего рейха несут огромные потери. В том числе и человеческие. В военных госпиталях не хватает крови. В 1943 году по приказу Гитлера создаются 5 детских донорских концлагерей. Один из подобных создаётся в Красном Береге.

Как рассказала журналисту ndsmi.by Мария Ткачева, старший научный сотрудник Жлобинского историко-краеведческого музея, лагерь, созданный в Красном Береге, был пересыльно-накопительный.

— Здесь было удобно создать такой лагерь, ведь совсем рядом был военный госпиталь, а значит – лаборатория и медицинский персонал. А немцы очень педантично относились к собственному здоровью, поэтому отбирали детей и тщательно проверяли их здоровье, — поделилась Мария Дмитриевна.

Свезенных детей делили на мальчиков и девочек, затем мыли в реке. Иногда девочек – в бане. Затем проверяли их здоровье. Делали анализ крови. Если ребенок был здоров – его через 2-3 дня отправляли далее… Кого в донорский лагерь, иных – в Германию, на каторжные работы.

Больных детей отпускали. Некоторые родители смекнули, как спасти свое чадо. Передавали ребятне крапиву или чеснок, те натирались до болезненных волдырей. Замечая такое, немецкие врачи, опасаясь инфекции, таких выгоняли.

Некоторым родителям всё же удавалось выкупить за еду детей. Но это были единичные случаи.

— В концлагере дети долго не задерживались. Их грузили в эшелоны и отправляли на Запад. Дети попадали в госпитали, в рабство, или же в другой донорский концлагерь. В 1944 году деревня Красный берег была освобождена, а лагерь прекратил своё существование. За время существования концлагеря Красный берег через него прошло 1990 детей, — рассказывает научный сотрудник.

По официальной известной статистике Великая Отечественная война унесла около 27 млн. жизней граждан Советского Союза. Из них около 10 млн. – солдаты, остальные – старики, женщины, дети. Но статистика молчит о том, сколько детей погибло в годы Великой Отечественной войны. Таких данных просто нет.

Война искалечила тысячи детских судеб, отняла светлое и радостное детство. Дети войны, как могли, приближали Победу в меру своих, хоть и маленьких, хоть и слабых, сил. Они хлебнули горя полной чашей, может быть, слишком большой для маленького человека, ведь начало войны совпало для них с началом жизни… Сколько их было угнано на чужбину… Сколько убито нерождёнными…

За долгих четыре года, которые продолжалась Великая Отечественная война, дети, от малышей до старших школьников, сполна испытали все её ужасы. Война каждый день, каждую секунду, каждый сон и так на протяжении почти четырёх лет. А ведь война в сотни раз страшнее, если видеть ее детскими глазами…

Это понимали взрослые… Те взрослые, что сами потеряли детей на войне, что пережили ее. Так в нашей многострадальной стране возникла идея – поставить памятник ДЕТЯМ ВОЙНЫ.

Взялся за нее архитектор Леонид Левин.

— Для него темы войны была близкой, — говорит Мария Ткачева. – Он был одним их тех, кто строил мемориальный комплекс «Хатынь», а потому к созданию нового комплекса подошел серьезно. Побывав в музее Великой Отечественной войны, взял адреса, где были детские лагеря. Стал ездить, смотреть, думать – где бы появиться мемориалу…

Красный Берег вдохновил архитектора сразу. «Здесь уже был яблоневый сад, а Леонид Менделевич очень много внимания уделял символизму. А тут сад —  символ мирной жизни, а рядом мемориал – символ утраченного детства. Это эмоционально сильно».

Левин не прогадал. Все, кто бывает на мемориале, отмечают, как сильно это «левинский символизм» цепляет. Вот он сад, цветущий весной, благоухающий летом, дарящий урожай – осенью. Он словно говорит о жизни, о будущем, а рядом все то, что говорит об обратном: о войне, о мечтах, которые не сбылись, о детском страхе…

Мемориал открывает скульптура девочки-подростка с поднятыми вверх руками (бронза, автор А. Финский). Центром композиции является «Площадь Солнца». «Лучи-аллеи» расходятся по всему яблоневому саду.

Один из лучей — «Луч Памяти» (черного цвета), является главным входом в мемориал и проходит через «Мертвый класс» из белых пустых парт и школьной доски. На ней предсмертное письмо-завещание 15-летней Кати Сусаниной отцу из фашистской неволи. Письмо было найдено в 1944 году. Оно не дошло до адресата.

С обратной стороны классной доски—карта Беларуси, где отмечены еще 16 концентрационных лагерей, в которых содержались дети.

За школьной доской расположена самая светлая и радужная часть мемориала — «Площадь Солнца». В центре площади находится «Белый парусник», символизирующий мечты, которым несуждено было сбыться. За парусником расположены 24 мольберта с детскими рисунками.

Здесь все напоминает о том, что у войны не детское лицо… Их мечты уже никогда не взлетят волшебной стаей… Их улыбки не озарят все вокруг… Их глаза не увидят маму...

— Памятник ежегодно посещает порядка 15 000 организованных туристов, — рассказала Мария Дмитриевна, — География – огромна. Были на мемориале и американцы, и венесуэльцы, а даже из Австралии люди были. Много почетных гостей, много семей, молодежи. Все они, погружаясь в атмосферу мемориала, признаются, как много понимают здесь… О детях войны, о перенесенном горе, о трагедии человечества. Многие плачут, не скрывая слез и не стыдясь их…

Материал из архива редакции «Новы дзень»