Геноцид на оккупированных нацистскими войсками территориях СССР шел не только на основании чисто национальных, биологических признаков. Уничтожение белорусского народа велось также и по религиозному признаку, которому была посвящена отдельная линия политики нацистской Германии на захваченных землях.

Третий рейх планировал максимальную эксплуатацию хозяйственных и человеческих ресурсов оккупированных территорий, поэтому важную роль играла пропагандистская деятельность, в том числе использование религиозных чувств верующих. Имитация лояльного отношения к религии должна была вызвать доверие советских людей. И если Маркс, на учении которого основывалась политика большевизма, обозвал религию «опиумом для народа», то нацисты решили позиционировать себя как носителей идеологии противоположной сталинскому режиму.

— Планируя нападение на СССР, фашисты рассчитывали активно использовать религиозный фактор в своих целях, — рассказывает прокурор Наровлянского района Павел Ярмош. — В системе Главного управления имперской безопасности (СД) имелся специальный церковный отдел. В его задачи входили контроль и наблюдение за деятельностью религиозных организаций всех конфессий, изучение настроений духовенства и активных прихожан, внедрение агентуры в церковные структуры и из среды священнослужителей.

Свои щупальца нацистский спрут запустил и в религиозную жизнь Наровлянщины. В деревне Белая Сорока издревле существовал храм, в котором находилась чудотворная икона святителя Николая. Чудеса от иконы привлекали множество паломников. В годы революции имущество храма было национализировано, а в 1934-м Свято-Никольскую церковь и вовсе закрыли для служб. На следующий год колокольню разобрали для строительства деревянной школы в деревне Довляды. Судьба чудотворной иконы неизвестна.

— Захватив территорию Наровлянщины и установив на нашей земле «особый порядок», гитлеровцы решили «задобрить» жителей Белой Сороки. А потому разрешили приходу возобновить свою деятельность. Но милость палачей была недолгой. Видя, что народ не ведется на немецкий пряник, они начали глумиться над церковью, — говорит Павел Викторович.

Как свидетельствовала в январе 1945 года Татьяна Приходько, «в деревне Белая Сорока, в церкви, немцы построили тюрьму, в которую заключали мирных советских граждан. Здесь производили пытки и убийства.

Всего же от рук карателей в Белой Сороке погибло 5 человек, из них 1 ребенок, угнано в рабство 25 жителей деревни, сожжено 36 домов.

21 ноября 1943 года в условиях стремительного приближения фронта, стараясь скрыть следы своих преступлений, немцы сожгли храм.

— Как только советская армия перешла в наступление, отношение нацистов к православным проявилось в полной мере. Священнослужителей депортировали и убивали. Уже было отброшено всякое стеснение, и храмы массово уничтожались, осквернялись и разграблялись, из них уносили святыни и даже колокола. Местные жители пытались укрываться под сводами церквей, что только упрощало задачу вермахта. Одним ударом нацистским войскам удавалось уничтожить и сами строения, и находившихся там православных, основную массу которых составляли женщины, дети и старики, — поясняет прокурор.

Трагичный исход постиг и храм в деревне Демидов. В мае 1943 года прибывший отряд мадьяр собрал всех местных жителей в здании церкви и начал зверски издеваться над ними, заставляя ложиться на землю, потом подниматься, и того, кто не мог сделать это в срок, избивали.

Жительница деревни Нина Юневич рассказывала, что после всевозможных пыток, забрали троих: Доминика и Вицента Смыковских, Адама Чижевского, которые удрали от мадьяр, но были обратно пойманы и расстреляны. В конце июля фашистские приспешники сожгли 141 дом со всеми надворными постройками. Пламенем была уничтожена и церковь. Во время пожара нацисты схватили и бросили в огонь шестилетних Петруню Рахвальскую и Еву Медвецкую.

— Как видим, гитлеровцы испытывали ненависть к Православной Церкви и планировали ее полное изгнание с захваченных территорий. Эта установка являлась частью политики геноцида белорусского народа и становилась мотивом для совершения военных преступлений, влекущих за собой множественные жертвы среди мирного населения, — подытожил Павел Ярмош.

Алеся ЛИТВИН