В народном календаре четверг на шестой неделе на сороковой день после Пасхи носит название Ушестье, Ушестие, Ушесник, Шосник, Вознесение Господне. Этот праздник широко праздновался в Конотопе.

Жители Конотопа во время праздника. Фото Любови Мицкевич

С одной стороны, он посвящался восхождению Иисуса на небеса, с другой, понимался буквально как «рост», «подъем», «восхождение». Согласно народным поверьям, от Пасхи до Вознесения по земле странствуют Христос и апостолы в нищенском одеянии. Они испытывают человеческое милосердие, одаривают хороших людей и наказывают злых. В это время нужно давать как можно больше милостыни и заботиться о чистоте земли. Наши предки говорили: «Увидишь щепку или бумажку — подними с дороги, потому что до Вознесения Христос по земле ходит». Считалось, что тот, кто на этой неделе будет наводить порядок вокруг дома, во дворе, улице, у того будут хорошие отношения с детьми, а женщинам это будет способствовать легким родам. Говорили, что к Вознесению надо всегда убирать, чтоб дети дорогу домой знали. А еще, по поверью, в этот праздник прибавляется шесть мешков мошек.

Праздник Вознесения Господня в Конотопе называют Ушестье. Когда-то здесь в этот день собиралось множество гостей.

Обычно в этот период оканчивались посевная и основные работы в огородах, поэтому у людей была возможность, как следует, от души, повеселиться.

В эту деревню в начале 90-х нашу семью на Ушестье пригласила в гости сватья Нина Дубенок. Нина Александровна от души принимала нас, а после щедрого застолья провела экскурсию по Конотопу. Это было послечернобыльское время, многие дома пустовали, но красота природы и ухоженность деревни нас поразили. Люди все были нарядными и приветливыми, чувствовалось, что у них праздник.

До катастрофы на Чернобыльской АЭС, по словам старосты деревни Любови Мицкевич, в Конотопе проживали 1 042 жителя. Через реку к ним переправлялись лодками жители Кожушек, Ломачей, Тульгович и других населенных пунктов. Они приходили к берегу Припяти, звали лодочников, чтобы добраться до Конотопа. Так что в этот день здесь было многолюдно. Гулянье длилось три дня, и лишь в субботу гости разъезжались по домам.

— В четверг, на шестую неделю от Пасхи, к нам приезжали люди с Тешкова, Лиховни, Вербовичей, Гридней. Вся родня съезжалась в Конотоп не только со всех деревень Наровлянщины, но и с Хойникского и Мозырского районов. Музыканты приезжали со Стрельска, но чаще мы собирались  по рублю, чтобы нанять духовую музыку из Линова. До обеда ходили на работу, а после от веселья и танцев «стонало село», — вспоминает жительница Конотопа Евгения Ковальчук.

Самодеятельный коллектив д. Конотоп, 1994 г.

А вот Жанне Исаченко запомнился случай, когда к ним на Ушестье приезжали городские гости, которые удивлялись, что в их деревне столько много провизии. Горожане говорили: «Хорошо жить в деревне. Не надо в магазин ходить. Захотел яиц, пошел в сарай и взял. Захотел колбаски, отправился в погреб и отрезал».

— В этот церковный праздник к нам приезжали родственники со всех уголков. Столы ломились от угощений. Каждый гость привозил с собой готовое блюдо, много сладостей, выпечку. До самого утра звучала музыка. Люди пели песни, танцевали, шутили друг над другом, — с ностальгией говорит поэтесса Тамара Ковальчук. — Сегодня так не хватает этого счастливого времени. Мы всегда вспоминаем об этом с ощущением благодати Божией. И самое главное, все наряжались в свои самые лучшие наряды. А как тщательно и с какой любовью выбирались головные платки! Они были самые яркие, самые расписные.

Помнит Любовь Мицкевич, как ее мама, Юлия Шмаргун, рассказывала, что в этот день молодые женщины надевали полотняные сорочки, шли по деревне с ветками зелени и пели песни.

Ушестье в этом году будет праздноваться 25 мая. Праздник призван защитить людей от ударов стихии, от бед, а всю энергию неба отвести на землю, дать ей плодородие, а, следовательно, богатый урожай.

Ольга ПАРТЫКО, фото из книги «Наровля», 1994 г.