В этом году исполняется 41 год одной из самых крупных авиакатастроф советского периода: крушению самолета ЯК-42, выполнявшего рейс «Ленинград-Киев».

Фото из архива «ПП», памятный знак на месте крушения самолета

Так сложилось, что она произошла 28 июня 1982 года в небе над Наровлянщиной. Погибли 124 пассажира и 8 членов экипажа. Их жизни оборвались вблизи Вербовичей. Жители деревни слышали, как ровный гул самолета внезапно оборвался резкими хлопками. А спустя несколько минут на землю посыпались обломки железа и тела пассажиров. Тогда самолет, следуя из Ленинграда в Киев, начал снижение, приближаясь к аэропорту в Борисполе. Но вдруг вошел в крутое пике и развалился в воздухе на высоте более семи тысяч метров.

В результате длительного следствия и разбирательства было признано, что причиной стали конструктивные недостатки. Несмотря на прошедшие годы, память о том дне и о жертвах авиакатастрофы жива. Причем, не только у родных и близких погибших. Но и у жителей нашего района. Ведь многие в то время стали свидетелями этого страшного события.

Братская могила экипажа, кладбище Памяти жертв 9-го января (иначе Жертв 9 января; бывшее Преображенское кладбище) — кладбище во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга. Фото из интернета

Справка из открытых источников (лексика сохранена)

Рейс SU-8641 вылетел из Ленинграда в Киев в 09:01 MSK с одноминутной задержкой из-за опоздавшего пассажира, после чего занял эшелон 9100 метров. Всего на борту самолёта были 8 членов экипажа и 124 пассажира — 113 взрослых и 11 детей. В 10:45 самолёт вошёл в зону Бориспольского центра УВД. Находясь в районе ОПРС Птичь и в 10 километрах от трассы, экипаж рейса 8641 начал предпосадочную подготовку. В 10:48:58 пилоты связались с диспетчером и доложили о подходе к расчётной точке начала снижения, на что получили команду занимать эшелон 7800 метров. Подтверждение пилотами полученной команды о занятии эшелона 7800 стало последним сообщением с борта рейса SU-8641. Снижение осуществлялось под контролем автопилота, который около 10:51:20 постепенно довёл угол стабилизатора до 0,3° на пикирование. Неожиданно в 10:51:30 угол стабилизатора резко (за полсекунды) увеличился, превысив 2° и выйдя за упор. Лайнер на секунду испытал отрицательную перегрузку в 1,5g, но автопилоту за счёт отклонений штурвала и руля высоты удалось снизить её до 0,6g. Однако стабилизатор не отреагировал на команду перейти на кабрирование (подъём носа самолёта), тогда как самолёт всё больше уходил в пикирование, поэтому через 3 секунды автопилот отключился. Рули высоты увеличили отрицательный угол уже до 5°; из-за этого авиалайнер уходил во всё более отвесное пикирование, а отрицательная перегрузка увеличилась до 1,5g. Пилоты стали тянуть штурвалы на себя, но тут появился быстро увеличивающийся крен влево. Через несколько секунд крен достиг 35°, и самолёт под углом пикирования 50° понёсся к земле со скоростью 600 км/ч (отрицательная перегрузка к тому моменту уже значительно превысила 2g). Рейс SU-8641 падал с вертикальной скоростью 300 м/с и вращался против часовой стрелки вокруг продольной оси. Из-за колоссальных аэродинамических перегрузок конструкция фюзеляжа начала разрушаться и в 10:51:50 MSK на высоте 5700 метров и при скорости более 800 км/ч лайнер разорвало на несколько частей. Обломки рейса 8641 были найдены разбросанными на территории размерами 6,5 на 3,5 километра и площадью 23 км² у западной окраины деревни Вербовичи и в 10 километров юго-западней районного центра Наровли (часто местом катастрофы ошибочно указывают Мозырь). Все 132 человека на борту погибли. Это крупнейшая авиационная катастрофа на территории Белоруссии, а также в истории самолёта Як-42 и всех самолётов ОКБ Яковлева.

До сих пор посредством интернета в соцсетях общаются родственники погибших, собирают по крупицам сведения, биографии, фотографии. Больше всего трогают душу описания с места событий, истории жизни тех, кто погиб. На фотографиях молодые, красивые, интеллигентные люди, среди них много ученых и военных, наверное, в дальнейшем их судьбы могли бы сложиться интересно. Они были полны планов и надежд, которым не суждено сбыться. Как не суждено было прожить свои жизни одиннадцати маленьким детям, бывшим на борту. Свой последний рейс выполнила и команда. У тех, кто раньше всех прибыл на место крушения и занимался поисками, теплилась надежда найти кого-то живым. Но увы, никому не удалось выжить в то июньское утро 41 год назад.

Фото из архива «ПП»

Место трагедии отмечено памятниками погибшим, а в день 39-летия катастрофы, установлен новый большой памятный знак. Возле него ежегодно собираются люди, чтобы почтить память жертв авиакатастрофы.

Собственная информация