Большая часть территории нашего района после аварии на Чернобыльской АЭС стала зоной отселения, вошла в Полесский радиационно-экологический заповедник, куда обычным гражданам, во-первых, сложно попасть, а во-вторых — совершенно не стоит туда стремиться.

А еще это приграничье, где действует особый режим. Но есть люди, для которых эти территории совсем не «терра инкогнито», как для многих из нас, а привычное место несения службы.

С 2018 года, когда был создан пост, а позднее и сформирована пограничная застава «Наровля», белорусские пограничники выступили на охрану государственной границы. Как рассказал начальник нашей заставы майор Андрей Дубровский, ее протяженность на подконтрольном участке составляет около 70 километров, территория включает тридцать отселенных деревень. И все это требует круглосуточного наблюдения. В работе, несомненно, важную роль играет техническое обеспечение и транспорт. Сейчас весь участок границы оборудован современными средствами охраны, которые позволяют своевременно реагировать на изменение обстановки, выявлять и задерживать нарушителей, идентифицировать людей, транспорт или животных. Но на первом плане всегда люди — пограничники, несущие службу на заставе.

— Здесь лишних нет, — говорит Андрей Александрович, — Чтобы попасть к нам на службу, все военнослужащие проходят тщательный отбор, профессиональный и психологический, специальное обучение. Учитывается состояние здоровья и физическая подготовка, ведь работать приходится в радиационной зоне, в любую погоду, порой, в сложных условиях.

О своей работе мы попросили рассказать старожила заставы, несущего службу с первых дней ее создания, старшего прапорщика Сергея Лося:

— Перед нарядами, отправляющимися на территорию Полесского радиационно-экологического заповедника, всегда стоит главная задача: охрана государственной границы. Сюда  входит проверка режима границы, охранение на узловых точках в тылу района. Особое внимание уделяется радиационной безопасности, всегда используются средства защиты, проводится специальная обработка формы, транспорта, самих военнослужащих и служебных собак для деактивации радиационного воздействия.  Также пограничники ведут радиационный контроль в зоне отселения, мониторят обстановку и передают данные в Госпогранкомитет.

Вместе с Сергеем Григорьевичем мы проехали к границе заповедника, где встретились с военнослужащими, дежурившими в этот день. Поинтересовались, как живет зона в отсутствие людей:

— Природа берет свое, она поглощает оставленное человеком: деревни, улицы и дома. Много живности развелось, доводилось видеть табун диких лошадей, наши коллеги встречали медведя, не говоря уже о лосях и других лесных обитателях.

— А как обстоят дела с нарушением границы?

— Не часто, но нарушают. Кто умышленно, в прошлом году таких задержали пятерых, кто случайно пересекает — троих обнаружили. Бывают и просто нарушители режима зоны, их больше всего — 20 человек за прошлый год.

Да, нам, гражданским, все, что связано с запретной зоной любопытно, некоторые даже специально стремятся туда попасть, но делать этого не стоит. Вот какие рекомендации дал на прощание начальник заставы:

— Не ищите приключений в зоне, ведь кроме радиационного облучения вы ничего не получите. Берегите себя! Здоровье важнее любых впечатлений.

Виола ЛЕХНОВИЧ, фото Виктора ПАВЛОВА