Одним из наиболее ценных экземпляров Наровлянского историко-этнографического музея является ветхая от времени карта-схема. Но невзрачная она только на первый взгляд.

Речь идет о геометрическом специальном плане продажи земли Станиславом Горваттом семье Чатырко. Документ имеет историческую ценность уже потому, что на нем поставлена оригинальная подпись первого собственника Головчиц из семьи Горваттов — Станислава Игнатьевича.

— Изучая историю населенного пункта, понимаешь, что артефактов периода владельцев Головчицкой усадьбы очень мало. Можно сказать, что это единственный экспонат в наших фондах, который подтверждает существование такого человека, как Станислав Горватт. Отсюда и особая ценность, — поясняет директор музея Раиса Бобр.

Сведений о хозяине Головчиц маршалке Речицкого повета Станиславе Горватте немного. Он был дважды женат: на Анне Яленской и на Габриеле Ванькович. О первом его супружестве известно мало. А имя Габриелы Ванькович на слуху у католического духовенства, ведь она спасла икону Божьей Матери Юровичской, которую в мае 1885 года передала иезуитам Краковского коллегиума.

Но вернемся к геометрическому плану.

— Музею в дар документ в середине 90-х преподнесла Антонина Коновод, уроженка Головчиц и потомок рода Чатырко. В ее семье план бережно хранился и передавался из поколения в поколение. Это подтверждает тот факт, что женщина принесла его завернутым в ткань. Когда передавала план музею, то произнесла слова: «Это, пожалуй, самый ценный документ в моей жизни», — рассказала историю появления экспоната Раиса Болеславовна.

Читать документ непросто, ведь нужно быть специалистом в области картографии, да и со временем чернила выгорели, а схема, нанесенная карандашом, немного стерлась. Но и из того, что доступно для понимания простому обывателю, можно почерпнуть информацию. Помещик Горватт продал крестьянину Ивану Чатырко надел, включающий в себя 1 десятину 52 сажени пахотной земли, 1 десятину сенокосной и 3 десятины зарослей.

— Порой музейным экспонатам нужно время, чтобы раскрыть всю правду о себе. И кто знает, может когда-нибудь нам удастся установить те места, которые нанесены на геометрический план, — выразила надежду хранитель истории.

Алеся ЛИТВИН, фото автора