В жизни людей всегда происходят какие-то общественные или бытовые изменения. Они могут повлиять на человека, на ситуацию в стране как положительно, так и отрицательно. Одним из них является урбанизация. Множество людей покидают свои деревенские дома и уезжают в город, оставляя позади не только родное гнездо, но и частички былой жизни — фотографии, письма, нехитрый скарб. Мы начинаем фотопроект, посвященный памяти забытых деревень. В нем мы приоткроем окно в прошлое и покажем, как выглядят населенные пункты Наровлянского района, в которых больше никто не живет.

Мальцы больше не ждут гостей…

И первая точка на карте нашего проекта — деревня Мальцы. Она расположилась в 57 км на юго-запад от Наровли. По письменным источникам известна с начала XIX века, когда здесь работала рудоплавильня. В 1929 году организован колхоз. Во время Великой Отечественной войны в урочище Лысая Гора, находящемся неподалеку от деревни, дислоцировались партизанские отряды. В августе 1943-го немецкие оккупанты полностью сожгли деревню и убили 62 жителя. И если согласно переписи 1959 года здесь проживало 226 жителей, то в 2004-м их осталось всего 32. Сегодня в Мальцах господствуют лишь ветер и дикие животные.

На въезде в деревню расположен привычный указатель, которые есть в каждом населенном пункте страны.

Но в отличие от других деревень здесь нас встречают лишь обветшавшие дома.

Во многих из них сохранились фотографии былых жильцов. Интересно, кто этот мальчик в матросской рубашке? Счастлива ли до сих пор пара молодоженов так же, как на этом фото? Живы ли все эти люди на семейном портрете? Как сложилась судьба милой девушки с букетом тюльпанов в руках? Обо всем этом нам остается только догадываться…

Иконы и религиозная литература наталкивают на мысль, что в Мальцах жили, в том числе люди католического вероисповедания.

Наличие огромного количества газет говорит о том, что люди читали, интересовались жизнью страны. А еще они писали письма, отправляли друг другу поздравительные открытки.

«Тетя Лижбета! Поздравляем Вас с праздником 8-го марта! Желаем Вам счастья, здоровья и всего самого хорошего!» — писали из Солигорска Лижбете Цалко.

Очень трогательным выглядит школьный конспект по русской литературе от 31 января 1968 года. Образ Пьера Безухова навсегда сохранили пожелтевшие страницы тетради, оставленной в заброшенном доме.

Низкие потолки и небольшие окна еще типичны для изб первой половины ХХ века. Печь — обязательный атрибут сельских домов того времени. Она служила не только для приготовления пищи, но и обогревала помещение, использовалась в качестве спального места.

А вот кепочка с изображением штурвала, возможно, она принадлежала еще одному маленькому морячку.

Остатки былой роскоши… Элементы пластиковой люстры «Каскад», она же люстра с висюльками. При всех недостатках в виде выпадающих элементов и сложностей с их мытьем, это была едва ли не самая красивая и популярная советская люстра. Цена осветительного прибора составляла 25 рублей. Деньги по тем временам немалые — четверть зарплаты заведующего отделом гастронома в 80-е годы.

Хранят покинутые дома много кухонной утвари. Различные горшки, кружки, ложки отлично отражают быт своих прежних хозяев.

Этот дом разительно отличается от всех остальных в Мальцах уже тем, что обложен кирпичом. Никаких особенно интересных вещей в нем мы не обнаружили, но он поражает своими габаритами: просторные комнаты, четыре входа, веранды. Возможно, в нем проживало сразу несколько семей.

Больше никто не дожидается на остановке прибытия автобуса и не спешит, едва лишь откроются двери, спрыгнуть со ступенек и опрометью броситься к родному порогу. А Мальцы больше не ждут гостей…

Алеся ЛИТВИН, фото автора