Все больше времени отделяет нас от событий афганской войны. 15 февраля исполняется 35 лет с того дня, как советские войска покинули Афганистан. О значении сохранения памяти и о буднях наровлянских воинов-интернационалистов, рассказал председатель районной организации общественного объединения «Белорусский союз ветеранов войны в Афганистане» Сергей Белоглавок.

— Сергей Геннадьевич, расскажите о деятельности районной организации, которую вы возглавляете?

— Она была создана в районе в 1993 году. Наровлянщина насчитывала 65 воинов-интернационалистов, а наш регион единственный в Беларуси, в котором не было погибших солдат на войне в Афганистане. К сожалению, время идет, воины-интернационалисты уходят из жизни. Сегодня их в районе осталось всего 9 человек.

Нас объединяют общие цели. Мы последние, кому пришлось воевать. В той войне закалилось целое поколение. Это накладывает на нас определенные моральные обязательства. Мы рассказываем о тех событиях молодежи, чтобы военные действия никогда не повторились в нашей мирной стране. Основные направления деятельности организации — патриотическое воспитание подрастающего поколения на примерах воинов-интернационалистов, исполнивших свой долг перед Родиной, а также постоянная забота и посильная помощь в случае необходимости семьям участников войн.

У нас полное взаимопонимание и постоянный тесный контакт с руководством района. Воины-интернационалисты присутствуют на массовых мероприятиях, государственных праздниках.

По традиции ежегодно 15 февраля мы собираемся вместе, чтобы вспомнить о боевой юности, почтить память павших товарищей и умерших в мирное время. В этом году мы снова соберемся в Наровле, где кроме традиционных мероприятий состоится открытие сквера и памятника, вручение юбилейных медалей.

— Когда возвращались домой воины-интернационалисты, как к ним относились земляки? Афганцы отличались от сверстников?

— То, что мы с братом-близнецом Александром 16 месяцев находились в горячей точке, не знал никто, даже родители. В октябре 1987 года мы служили в пограничной маневренной группе, которая «сидела на тропе», не давала проходу душманским караванам с оружием, боеприпасами, наркотиками. 15 февраля 1989-го Афганистан мы покинули навсегда, но службу продолжили в Союзе до 24 мая.

Первых возвратившихся из горячих точек слушали с интересом, но без удивления. Настроение поменялось, когда стали приходить цинковые гробы и возвращаться искалеченные молодые парни. К ним стали относиться с теплотой и сочувствием. Перед возвращением участники боевых действий, у кого имелся доступ к сведениям особой важности, давали подписку о неразглашении. Им приходилось долгое время быть носителями военной тайны.

К мирной жизни некоторым было сложно привыкнуть. Практически все вели себя необычно, просыпались с ужасом по ночам, искали автомат. Только со временем солдаты приходили в норму.

—  Достаточно ли, на ваш взгляд, сохраняется историческая память об интернациональных конфликтах, в которых приходилось участвовать белорусам?

— Да, безусловно! О них помнят, прежде всего люди, побывавшие на войне, ведь такое забыть просто нельзя. Не забывают семьи, которые с тревогой ждали весточки, страна, ежегодно отдающая дань памяти героев, общественное объединение. Государство к участникам военного конфликта всегда относилось с уважением. Воины-интернационалисты во многом приравнены по статусу к ветеранам Великой Отечественной войны.

Сколько бы времени не прошло, память об Афганистане живет, боль не утихает…

Ольга Партыко, фото Виктора Павлова