Давно здесь нет никаких социально-значимых объектов. А густая растительность господствует на былых хозяйских подворьях. И лишь свет в нескольких окошках напоминает о том, что в деревне с громким названием Победа все еще теплится жизнь…

Поселок Победа основан в начале 1920-х годов бывшими батраками и сельчанами-бедняками, переселенцами из соседних деревень, на былых помещичьих землях. В разгар коллективизации в 1932 году жители вступили в колхоз. В годы Великой Отечественной войны Победе повезло, она не была сожжена, в отличие от своей соседки, деревни Будки, которую полностью уничтожили немецко-фашистские захватчики. На фронтах и в партизанской борьбе погибло немало жителей населенного пункта с героическим названием. В 1959 году поселок входил в состав колхоза «Советская Беларусь» с центром в деревне Головчицкая Буда. Согласно переписи, население тогда составляло 172 жителя. В деревне работали магазин, школа-семилетка, молочно-товарная ферма. Люди трудились, воспитывали детей, строили планы…

Катастрофа на Чернобыльской АЭС определила дальнейшую судьбу деревни. Ферму закрыли. Многие жители, спасаясь от безработицы, переехали в другие населенные пункты Беларуси. И уже в 2004 году в Победе насчитывалось всего 13 хозяйств,    23 жителя. Сегодня же на единственной улице поселка не наберется и десяток домов.

Среди тех немногих, кто помнит былую бурлящую жизнь Победы, старожил деревни Любовь Цалко. К ней мы заглянули одним январским вечером. Во дворе порядок, на окнах ажурные занавески. Сразу и не скажешь, что здесь живет женщина, которой в апреле исполнится 87 лет.

— Родилась я в Головчицкой Буде, но перед войной мы переехали в Победу. Выросла я в большой семье, в которой было пятеро детей. Работать на земле приучена с детства, — рассказывает Любовь Михайловна. — Батька успел поставить сруб, а тут началась война. Его призвали на фронт. Сруб есть, а крыши нет. Вот маме пришлось самой заканчивать строительство дома. Горевали страшно, видели, как горели Будки. Боялись, хоть бы и нас не постигла их участь. День туды-сюды, а на ночь старший брат запрягал волы, и мы уезжали подальше. Прятались по лесам, по канавам… Тяжко было, мама волов пасла. Заработает какую копейку, едет в Мозырь за хлебом. А назад возвращается, так в поезде отберут. Я в Ельск на базар носила щавель. Кура яйцо снесет — сами не ели, продавали.

Батьку по ранению отпустили домой, побыл немного, поправился и вернулся на войну. Больше мы его не видели. Погиб в Польше, похоронен в братской могиле. Мы нашли ее через Красный Крест, есть документы.

После войны все сельчане упорно трудились, восстанавливали народное хозяйство, вносили свой вклад в процветание родной страны. Основным местом работы был колхоз. Здесь и познакомилась Любовь Цалко с будущим мужем. Она вспоминает, что Михаил был хорошим работником, занимал почетную во все времена должность агронома. Жаль, что жизнь его оказалась короткой. Уже полвека как женщина живет одна, замуж во второй раз так и не вышла. Сама вырастила и достойно воспитала пятерых детей.

— Мы и дом свой построили, и хозяйство большое держали. Я работала на ферме дояркой. Посвятила этому делу 35 лет, — рассказывает собеседница.

Сегодня производство на фермах автоматизировано, а значит получать молоко стало гораздо проще. А героине моей публикации приходилось доить вручную. Всю жизнь она трудилась не покладая рук, жила с открытой душой.

— Какая же у нас была деревня! А какие люди! Работали от рассвета до заката, но и отдыхать умели: вечерами собирались напротив дома моей мамы и пели песни, —        с ностальгией вспоминает Любовь Михайловна. — В деревне было очень много детей. Поэтому построили кирпичную школу, работал клуб, где показывали фильмы. Был и магазин. Сначала он располагался в хате деда Микалая, а потом справили кирпичный.

Сегодня роль магазина исполняет автолавка. Но ассортимент слабый, да и цены «кусаются». От былой суеты в деревне не осталось и следа. Тишину и покой нарушает лишь редкий лай собак и старые поскрипывающие на ветру деревья. Но вскоре улица вновь наполнится весельем и смехом. Навестить Любовь Цалко приедут родные и близкие, а их у нее немало: дети, 11 внуков, 15 правнуков и даже один пра-правнук. Они стараются как можно чаще собираться в Победе. Помогают по хозяйству, а вечерами, по давно сложившейся традиции, играют на гармошке, баяне, поют с детства знакомые песни. Они уважают любимую маму и бабушку за трудолюбие, доброту и всячески поддерживают, ведь на ее долю выпала нелегкая женская судьба.

Дочь Ольга постоянно зовет Любовь Михайловну переехать к ней в Ельск, но та отказывается. Ее воспоминания о родной деревне пронизаны щемящей тоской, которую можно услышать в словах последних жителей всех вымирающих деревень. Эти люди напоминают мне героя фильма «Белые росы» Федора Ходоса, которому нужно было переехать жить из родного деревенского дома в городскую новостройку. Эти люди уверены, пока они здесь живут, милый их сердцу уголок не постигнет забвение.

Алеся ЛИТВИН, фото автора и из архива Л. Цалко