В конце сентября 1941 года Гитлер потребовал стереть Ленинград с лица земли. Тут же фашисты разработали директиву «О будущности Петербурга». В ней говорилось: «…блокировать город и путем обстрела артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей».

Одним из тех, кто не давал осуществиться этим планам, спасал ленинградцев от обстрелов, постоянно рискуя собственной жизнью, был наш земляк, уроженец Дубровы, Герой Советского Союза Андрей Григорьевич Корзун.

Андрей Корзун призвался Наровлянским военкоматом. Он с первых дней войны в артиллерии. Фронтовая судьба заносит солдата Андрея Корзуна в блокадный Ленинград. Служит он в «Хозяйстве Потифорова».  Так называли артиллеристов 12-го Гвардейского Ордена Ленина Краснознаменного артиллерийского полка, которым командовал полковник Иван Потифоров. «Хозяйством» эту часть называли не случайно: в составе полка, кроме артиллерийских орудий, имелись еще батареи «Катюш». Они были первые в блокадном Ленинграде, поэтому особо ценились и, к тому же, оружие это, на то время, было секретным.

Фашисты, реализуя планы Гитлера, стали методично обстреливать Ленинград.

 В ответ на организованные обстрелы города наши артиллеристы стали отвечать нападением на жизненные центры противника: склады, железнодорожные станции, штабы, скопления живой силы и т.п. Немцы вынуждены были отвлекать свою артиллерию от обстрела города, и переключать ее на противодействие нашим батареям. Ленинградские артиллеристы ценой собственных жизней спасали. Полк, где служил наш земляк, стал участником контрбатарейной войны, что развернулась вокруг блокадного города. Вот как это было организовано.

Наши артиллеристы, предварительно высчитывали место, где находится фашистская батарея, наблюдая за противником с помощью аэростатов или с какой-то высокой точки, к примеру, трубы Ижорского завода, собирали осколки фашистских снарядов, чтоб точно определить их калибр, знать дальность стрельбы, тщательно подготавливали свои позиции. У фашистов было преимущество и в маневре, количестве орудий и боеприпасов. Поэтому нашим артиллеристам необходимо было точно и быстро наносить удары, при этом беречь людей и орудия, а их в полку было не так уж и много: всего 25 орудий калибром 122 мм и 156 мм. Поэтому пушки вкапывали в землю, укрывали листами брони, что привозили с Кировского завода, и только тогда начинали артиллерийскую дуэль на поражение.

Сколько раз в этом участвовал наш земляк? На этот вопрос трудно ответить, но думаю, что не раз и не два…

 С ноября 1941-го по ноябрь 1943 года отважный артиллерист постоянно рискует собой, спасая жизни ленинградцев. Особенно тяжело пришлось в первую блокадную зиму. Командир полка Иван Алексеевич Потифоров вспоминал:

«И все-таки главной трудностью в то время был голод. Солдатам выдавалось триста граммов хлеба. Одно только название, что хлеб, — сырой и липкий, с него на морозе текла вода. Как сейчас вижу картину: берет старшина трехсотграммовую солдатскую «пайку», режет на три части — на завтрак, обед и ужин. Раздаст по кусочку, а остальное — в железный ящик, под замок.

 Дело не только в том, что голод сам по себе мучителен и подрывает здоровье. Известно, что война — это прежде всего тяжелая физическая работа. Солдатам и офицерам необходимо быть сильными: ведь после суточных трехсот граммов не очень качественного хлеба приходилось вести бой, заряжать установки, а каждый снаряд весил 43 кг, и солдату надо поднять не один такой снаряд».

И еще один интересный факт. Пожалуй, всем известно, что 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде звучала всемирно известная Симфония № 7 Дмитрия Шостаковича. Командование фронтом потребовало, чтобы в освещенное здание Большого зала филармонии не упал ни один снаряд. А чтобы этого не произошло, ураганный огонь по врагу вел в том числе и орудийный расчет Андрея Корзуна.

5 ноября 1943 года стал последним днем жизни для нашего земляка. Вот точное описание его подвига.

«Краткое, конкретное изложение личного боевого подвига или заслуг.

Гвардии рядовой Корзун в боях с германским фашизмом показал бесстрашие, героизм и мужество, стойко защищая свою Родину. Так, 17 октября 1943 года, несмотря на сильный артиллерийский обстрел ОП (огневой позиции) батареи и непосредственную близость разрывов вражеских снарядов, на прямое попадание вражеского снаряда в дзот орудия, т. Корзун, оставаясь за наводчика, продолжал точно наводить орудие и вести огонь по вражеской батарее, обстреливающей город Ленинград. От эффективного огня орудия, вражеская батарея огонь прекратила. 4 ноября, благодаря точной стрельбе орудия, наводил которое гвардии рядовой Корзун, на ОП дальнобойной батареи противника было вызвано два крупных взрыва боеприпасов. Вражеской батарее нанесен большой урон.

5 ноября 1943 года противник сосредоточил огонь по орудию, где наводчиком остался гвардии рядовой Корзун. Несмотря на сильный артиллерийский огонь и непосредственную близость разрывов снарядов, товарищ Корзун продолжал точно наводить орудие. Осколком снаряда, попавшего в амбразуру дзота, был ранен гвардии рядовой Корзун и зажжены заряды. Истекая кровью, он бросился к горящим зарядам, закрыв их своим телом, пытаясь их потушить. От огня загорелось обмундирование, но товарищ Корзун, выбиваясь из сил, продолжал сбивать пламя.

От произошедшего взрыва смертью храбрых пал гвардии рядовой Корзун.

 Товарищ Корзун, павший смертью храбрых, достоин посмертного присвоения звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

Командир 12-го Гвардейского ордена Ленина Краснознаменного артиллерийского полка Потифоров».

 Кроме командира полка Ивана Потифорова, наградной лист на Андрея Корзуна также подписали: командир третьего контрбатарейного корпуса Николай Жданов, командующий артиллерии Ленинградского фронта Георгий Одинцов, а также командующий Ленинградским фронтом генерал армии Леонид Говоров.

Для нас, поколения внуков фронтовиков, важно сохранить память о нашем земляке, отдавшем жизнь в борьбе с фашизмом ради спасения других людей.

Василий Чайка, фото из интернета