27 сентября 2023 года около 8 часов слесарь-ремонтник К. получил задание от заведующего гаражом МТП д. Гурины Государственного предприятия «Экспериментальная база «Криничная» Б. помочь собрать коробку передач водителю А., а потом помогать водителю П. с ремонтом прицепа МАЗ-857100-4022РБ. Со слов К., что именно делать Б. не уточнял.

Примерно в 9 часов 30 минут К. подошел к водителю П. и спросил, чем ему помочь. Тот ответил, что на прицепе МАЗ-857100, стоящем на открытой площадке МТП, необходимо снять заднее левое колесо с прицепа и установить на прицеп, который стоял в помещении мастерской. Сам водитель П. был занят другой работой и сказал, что подойдет потом.

Со слов К., он подошел к прицепу, убедился, что прицеп зафиксирован противооткатными упорами, поставил, но не поднимал, домкрат под заднюю ось и начал примерно в 9 часов 40 минут откручивать гайки, чтобы снять колесо со ступицы. Перед снятием колеса воздух из камеры шины выпущен не был, так как со слов К. он не знал, что это необходимо сделать. Вместе с тем, в журнале регистрации инструктажа по охране труда имеется подпись К. прошедшего внеплановый инструктаж по охране труда по инструкциям по охране труда при выполнении шиномонтажных работ №136 и при выполнении работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, тракторов, прицепной и самоходной сельскохозяйственной техники №80, в которых указано, что «при откручивании бездискового колеса с оси автомобиля, трактора и другой сельскохозяйственной техники полностью выпустить воздух из камеры, и при выполнении шиномонтажных работ слесарь должен: перед отворачиванием гаек крепления бездисковых колес со ступицы для снятия или перестановки необходимо полностью выпустить воздух из шин».

К. взял баллонный ключ, лом и начал откручивать гайки. Открутил первую верхнюю гайку и продолжил по часовой стрелке откручивать следующие гайки, так он открутил несколько гаек, как было установлено позднее 3 гайки, и очнулся уже в больнице. Что с ним произошло он не помнит.

Согласно заключению технической экспертизы ООО «ПравитЭксперт» «в момент проведения работ 27.09.2023г. по демонтажу заднего левого колеса с находящегося на хранении прицепа-самосвала «МАЗ-857100» на поверхности обода бездискового колеса имелись участки со следами разрушения материала обода в виде двух трещин. Одна трещина располагалась по окружности обода в районе перехода закраины обода в коническую часть основания обода, другая трещина была расположена на закраине обода и ориентирована от наружного края обода в направлении середины обода. При этом до момента производства работ сохранялась целостность всей конструкции колеса в сборе, в том числе герметичность пневматической камеры и шины. Закраина обода была прижата прижимами к основной части обода. В ходе работ при откручивании гаек и ослаблении прижимов освободилась часть закраины обода с имеющимися трещинами и под действием внутреннего давления на бортовую часть шины произошло отгибание в наружную сторону ослабленной части закраины обода и дальнейшее окончательное разрушение материала обода с отделением части закраины обода. Далее под действием внутреннего давления в шине произошло разрушение пневматической камеры в виде пневматического взрыва». 

На вызванном работниками МТП автомобиле скорой медицинской помощи К. был доставлен в приемный покой учреждения здравоохранения.

Согласно заключению технической экспертизы ООО «ПравитЭксперт» «с технической точки зрения, несоблюдение К. требований Правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, п. 19 Инструкции  по охране труда при выполнении работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, тракторов, прицепной и самоходной сельскохозяйственной техники №80, п.17 Инструкции по охране труда при выполнении шиномонтажных работ №136, находится в причинной связи с наступившими последствиями, поскольку, возникновение и развитие обстоятельств несчастного случая, в результате которого К. получил телесные повреждения, полностью зависело от его действий»; «с технической точки зрения, квалификационная (теоретическая и практическая) подготовка К. позволяла выполнять работы по демонтажу (снятию) колеса в комплекте с шиной со ступицы задней оси прицепа без проведения дальнейшей разборки колеса на составные элементы. На практике данный вид работ может выполнять любой водитель транспортного средства при замене неисправного колеса на запасное в период эксплуатации». К. является водителем автомобиля 3 класса 5 разряда со стажем работы водителем автомобиля 3 года.

Согласно выпуска 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 25 ноября 2003г. №147 водитель автомобиля должен знать: назначение, принцип действия агрегатов, механизмов, приборов и оборудования, установленных на управляемом автомобиле; Правила дорожного движения и основные нормативные правовые акты, действующие в сфере дорожного движения; Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта, регламентирующие требования к водителям автомобилей… причины неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, и способы их обнаружения и устранения.

Также за время работы слесарем-ремонтником по ремонту автомобилей в организации К. неоднократно проходил инструктажи по охране труда по соответствующим инструкциям.

Таким образом, заявление К. о том, что он не знал, что при снятии с транспортного средства бездискового колеса, шина которого находится под давлением, без выпуска воздуха из шины запрещается, следует считать необоснованным.

Согласно заключению технической экспертизы ООО «ПравитЭксперт» «с технической точки зрения, в действиях (бездействии) должностных лиц КСУП «Экспериментальная база «Криничная», в том числе заведующего гаражом Б., ответственных за организацию и выполнение мероприятий по охране труда при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту транспорта, несоответствий требованиям нормативным правовым актам по вопросам охраны труда, состоящими в причинной связи с обстоятельствами рассматриваемого несчастного случая, не усматривается.

Опасным производственным фактором, воздействовавшим на потерпевшего, явилась возможность травмирования разлетающимися частями колеса с разборным ободом при его снятии.

Причинами несчастного случая явились:

Нарушение потерпевшим требований инструкций по охране труда, выразившееся в снятии с транспортного средства (прицепа) бездискового колеса со ступицы оси прицепа без предварительного выпуска воздуха из камеры шины (п.19 Инструкции по охране труда при выполнении работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, тракторов, прицепной и самоходной сельскохозяйственной техники №80, п.17 Инструкции по охране труда при выполнении шиномонтажных работ №136, утвержденных приказом директора Государственного предприятия «Экспериментальная база «Криничная») (заключение технической экспертизы ООО «ПравитЭксперт»).

Лицом, допустившим нарушения законодательства об охране труда, является сам потерпевший слесарь-ремонтник.

Главный госинспектор Мозырского межрайонного отдела                                   Е.Н. Комисарук