Куда сегодня не едут поезда, нас с ветерком домчит маршрутка. Вот только будет ли безопасным этот путь — большой вопрос.

Шокирующая дорожная статистика последней недели февраля: в Беларуси произошло три серьезных ДТП с участием маршруток. Самой трагичной стала авария под Смолевичами, в которой погибли 11 человек. После этого МВД и Минтранс объявили о том, что контроль за соблюдением правил перевозок маршрутчиками, который и так проводят регулярно, будет усилен. Отправились в один из рейдов с транспортными инспекторами и очень удивились, узнав, на чью сторону встают пассажиры при таких проверках.

Лучше предупредить, чем допустить

Всего за один день — 24 февраля — маршрутки дважды стали участницами ДТП. Под Лидой водитель не справился с управлением, машина въехала в дорожное ограждение. В это время в авто находилось 4 пассажира — к счастью, все были пристегнуты ремнями безопасности и не пострадали. Позже выяснилось, что резина на колесах маршрутки давно износилась и не соответствовала ПДД. В тот же день под Бобруйском произошло более серьезное ДТП. Выезжая со второстепенной дороги, трактор не уступил дорогу маршрутке с 20 пассажирами. В результате аварии госпитализировали четырех женщин.

Настоящей трагедией стала авария под Смолевичами, когда погибли 11 человек, в том числе двое детей. За жизни других пострадавших пассажиров до сих пор борются врачи. Расследованием смертельного ДТП лично занимаются министр внутренних дел Иван Кубраков и глава Следственного комитета Дмитрий Гора. Задействована транспортная инспекция нашей страны, работу которой координирует министр транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко. Состояние выживших — на контроле у министра здравоохранения Дмитрия Пиневича.

Реакция на громкие ДТП последовала и от Президента Александра Лукашенко: по его поручению создана группа специалистов для анализа подобного рода происшествий.

ЛУКАШЕНКО: В БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ РАЗБЕРЕМСЯ С ПОДГОТОВКОЙ ВОДИТЕЛЕЙ И СОБЛЮДЕНИЕМ ДИСЦИПЛИНЫ НА ДОРОГАХ

В свою очередь МВД совместно с Минтрансом объявили об усилении контроля за безопасностью передвижения на маршрутных такси, хотя он и без того проводится на постоянной основе.

— Указания по усилению контроля отданы министром транспорта и коммуникаций еще задолго до ДТП под Смолевичами. Была изучена информация интернет-ресурсов на предмет наличия предложений по услугам перевозки пассажиров с нарушениями законодательства в сфере транспортной деятельности, — отмечает первый заместитель начальника транспортной инспекции Министерства транспорта и коммуникаций Юрий Костюк. — Определили маршруты перевозок с наибольшей общественной опасностью. При этом по слуцкому, могилевскому, мозырскому, гродненскому, полоцкому и другим направлениям рейды проводятся не реже одного раза в неделю.

Что же касается резонансного ДТП, по словам замначальника, еще рано делать какие-то преждевременные выводы.

— Все мы видели фотографии, по которым ясно: на встречной полосе оказался МАЗ. С учетом этого нужно понимать, что и водитель маршрутки, и ее пассажиры являются пострадавшими во многом не по своей вине, — делится мнением собеседник.

ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ МАРШРУТОК МОГУТ БЫТЬ ИЗМЕНЕНЫ

Вплоть до изъятия авто

Наверняка многие из нас даже не знают, как различаются регулярные и нерегулярные перевозчики. Давайте разбираться. Первые работают по лицензии и имеют четкое расписание движения и маршрут. «Нерегуляры» могут обслуживать исключительно группы пассажиров, например, при организации свадьбы, туристического путешествия или оказания ритуальной услуги. Однако часто нерегулярные перевозчики пытаются замаскироваться под регулярных, что впоследствии вызывает ряд нарушений законодательства: от снижения уровня безопасности перевозки до некачественно оказанной услуги.

— Говоря про регулярные перевозки пассажиров, начать нужно с публичного договора, который заключается между перевозчиком и пассажиром. Эти договорные отношения подтверждаются выдачей билета. В этом случае у обеих сторон есть права и обязанности, вытекающие из норм законодательства, определяющие порядок перевозки, — прокомментировал Юрий Константинович. — Причем выдать билет водитель обязан до начала пути. Пассажир же вправе сообщить о нарушении. Важно знать, что при нерегулярном сообщении между перевозчиком и пассажиром должен оформляться отдельный договор на фрахтование транспортного средства с указанием маршрута движения, автомобиля, времени и места его подачи и иных условий.

Во время рейдов транспортная инспекция вместе с представителями ГАИ проверяет сначала работу микроавтобусов до 5 тонн. Как поясняет наш эксперт, в таких автомобилях нерегулярным перевозчикам вообще запрещено продавать билеты, ведь у них не может быть более одного заказчика. Если сейчас повышение уровня безопасности пассажирских перевозок обеспечивается профилактическими рейдами либо штрафными санкциями, то с учетом тяжести совершения нарушений возможно даже изъятие транспортного средства.

— К сожалению, не все реагируют на штрафы, тем более на предупреждения. Так что изъятие транспортного средства — вынужденная мера. Работа в этом направлении велась уже давно: готовились соответствующие документы. Все это делается не для того, чтобы создать перевозчикам проблемы, а чтобы упорядочить деятельность тех, кто занимается недобросовестной конкуренцией, в том числе экономя на безопасности, — подчеркнул Юрий Костюк. — Сейчас мы говорим не о конфискации автомобиля, а именно об изъятии. На какой срок — решит суд. Может быть, на месяц или более.

Перевозки по правилам и без

На часах — 7:00. По пустынному Партизанскому проспекту выезжаем на трассу М4 Минск — Могилев. На одном из участков присоединимся к рейду транспортной инспекции и вместе проверим маршрутки. По рекомендации инспекторов разворачиваемся в сторону города. Оно и понятно — сейчас весь автомобильный поток идет в столицу, в том числе маршрутки. В утренний и вечерний часы пик водителям остается подсчитывать прибыль да ставить плюсики напротив созданного ими же бумажного списка. Удостоверившись, что все на месте, можно отправляться в путь — про билеты в данном случае никто не думает. Разве что этот вопрос беспокоит сегодня нас с инспекторами.

Первым делом наши эксперты обсуждают дальнейшие действия: кому рассредоточиться вдоль дороги, куда «загонять» машину на проверку, как удобнее поставить свое авто, чтобы в случае чего отправиться в погоню за нарушителем.

— К счастью, такое происходит нечасто. Последний раз — летом 2022-го: нерегулярный перевозчик Минск — Поставы, между прочим, водитель — женщина, пытался скрыться от нас по пути от столичного Центрального вокзала практически до улицы Орловской. Пришлось к погоне подключать два экипажа ГАИ. Решением суда ее оштрафовали на 32 базовые величины, — вспоминает начальник управления контроля автомобильного транспорта Александр Коваленко и тут же переключается на остановившуюся рядом маршрутку.

Выясняем, что белый микроавтобус с табличкой «Минск» едет из Могилева. Водитель с готовностью протягивает документы: права, техосмотр, страховка.

— Все ли пассажиры у вас с билетами? — интересуется инспектор, заходя в салон. — Доброе утро, предъявите, пожалуйста, ваши билеты.

В ответ — тишина. На борту с десяток человек, а квитка нет ни у кого. Но это пассажиров не волнует, больше беспокоит то, что маршрутка теперь опоздает на 10 минут и все планы придется сдвигать.

— А разве билет спасет меня от аварии? — слышим несмелый мужской голос из дальнего угла салона, и инспектор, наверняка не последний раз за этот рейд, начинает объяснять, что билет — это документ, подтверждающий заключение договора на перевозку. В случае ДТП он станет доказательством в суде и даст возможность требовать у виновника возмещения ущерба.

Билет безопасности

Что вообще должен иметь при себе водитель маршрутки? Права, техпаспорт, техосмотр, заказ-наряд на фрахтование, страховку — не только на транспорт, но и ответственности перед пассажирами. Вторая, третья, четвертая маршрутки, и на всех одна беда — документы в порядке, а билетов нет. За час успели проверить порядка 12 таких авто. Найти перевозчика, который бы придерживался всех без исключения правил, оказалось задачкой со звездочкой. Правда, водители вполне адекватно реагировали на проверку, чего не скажешь о пассажирах. Порцию упреков в свой адрес получили и мы, и инспекторы.

— Зачем вы портите людям настроение с самого утра! Что дают эти ваши проверки? Мы заказали маршрутку и едем с комфортом! — громче всех кричит пассажирка пенсионного возраста, чуть только мы приоткрыли дверь авто.

К сожалению, о безопасности в салоне никто не думает.

— Люди в основном не очень позитивно воспринимают наши проверки и всегда стоят на стороне водителя: либо молчат, либо покрывают его, мол, мы дружной компанией едем на экскурсию. Наблюдается у нерегулярных перевозчиков самовольное переоборудование автомобилей для увеличения количества мест. А это серьезное нарушение, влияющее на безопасность пассажиров, — подытоживает Александр Коваленко. — Мало кто понимает, почему нельзя ехать стоя. Кто-то делает вид, будто не знает, зачем нужен билет. Все это мы слышим во время каждой проверки. Только мало кто из таких пассажиров понимает, что в первую очередь он сам должен нести ответственность за свою жизнь и здоровье.

Если сейчас повышение уровня безопасности пассажирских перевозок обеспечивается в том числе штрафными санкциями, то в будущем возможно даже изъятие транспортного средства. На сколько? Решит суд.

БЕЛТА