Белорусские аграрии планируют в этом году получить не менее 1 млн тонн рапса. Об этом в проекте БЕЛТА «Страна говорит» рассказал генеральный директор Научно-практического центра НАН Беларуси по земледелию Сергей Кравцов.

«В 1993-1994 году для нас рапс был в диковинку, мы не знали, что это была за культура и для чего она нужна, что с ней можно делать и как ей заниматься, — отметил Сергей Кравцов. — А сейчас мы не можем представить без этой культуры жизнь. На сегодняшний день Витебская область — крайняя точка семеноводства рапса: дальше нее рапс не растет на семена, только на кормовые цели растут крестоцветные культуры».

В Беларуси аграриям предстоит засеять весной более 2,3 млн га

По словам руководителя, в прошлом году в стране получили 1 млн т рапса, в этом году планируют получить не менее 1 млн т. И такие возможности роста есть — новые сорта и гибриды этому способствуют, как и изменения в структуре посевных площадей. Тем более, что для рапс — высоко маржинальная культура: это деньги, корма, экспорт и экспортозамещение.

Однако, по словам Сергея Кравцова, Беларусь не резиновая: сев одних культур увеличивается, других — уменьшается. Даже арбузы и дыни для страны уже не экзотика — бахчевыми активно занимаются фермеры. Подредактировался и озимый клин — на 20% уменьшен сев озимой ржи. Однако есть ряд культур, от которых белорусские аграрии ушли полностью. Например, кормовая свекла. «Когда-то эта культура у нас занимала до 100 тыс. га и убиралась вручную, — сказал он. — А зачем она нам нужна, когда там 97% воды. Мы перешли на новую технологию ведения животноводства, на круглогодичное стойловое содержание, на силос, сенаж и сеноконцентраты. Необходимость отпала».

Минсельхозпрод: угрозы для эффективного и успешного проведения посевной кампании нет
Что касается климатических изменений, в Беларуси появилась еще одна климатическая зона — это самый юг Гомельской области. «У нас было три климатических зоны и резко стало четыре, — подчеркнул специалист. — Резко стала континентальная зона. Анализ за 10 лет показал, что у нас наблюдается две засухи и очень сильных. Одна приходится на конец мая — начало июня, вторая — конец августа — начало сентября. От этого у нас страдает посевная и уборочная кампании. В связи с этим мы переходим на новые технологии в развитии сельскохозяйственных растений, ведь нам надо не бороться с засухой, а к ней приспосабливаться».