Мир достиг  точки бифуркации. То здесь, то там земной шар будоражит от вооруженных конфликтов. Один из них развернулся в сопредельном государстве. Поэтому сегодня, как никогда, в Беларуси огромное внимание уделяется безопасности, которая невозможна без охраны рубежей Родины. Мы начинаем проект «Щит спокойствия», который расскажет о буднях пограничников, их боевых задачах, о жизни людей в приграничье.

Сегодня сложно найти белоруса, которого не волновала бы сложившаяся в Украине ситуация. Что уж говорить о жителях деревни Александровка, которым до границы с жовто-блакитной всего полтора километра. Мы пообщались с александровцами и узнали, как им живется «на пороге» воюющего государства. Спойлер: живется хорошо.

Добраться до Александровки непросто: на пути любого человека, следующего в названный населенный пункт, препятствием станет пункт пропуска. Ни местные, ни приезжие не могут въехать в деревню без паспорта. И выехать из нее тоже.

Ранее здесь размещалась таможня. Да, вот такое непривычное расположение перехода. Вроде, таможня пройдена, а за ней еще населенный пункт. События последних лет предрешили ее участь. Ни в Украину, ни с Украины никто не ездит по объективным причинам, поэтому надобность в белорусской мытне отпала. Следят за перемещением наших граждан лишь пограничники.

Редакционное задание облегчает нам прохождение контроля. Как только проехали пункт пропуска, видим первые дома Александровки. Ранее это была достаточно крупная деревня. Согласно переписи населения, в середине минувшего века здесь насчитывалось 474 жителя. Ситуация изменилась после катастрофы на ЧАЭС. Многие люди, опасаясь радиации, переехали в чистые места. Сейчас здесь проживает менее 20 человек.

Мы заранее договорились о встрече со старостой населенного пункта Анжелой Недашковской, поэтому следуем к ее дому. Нас встречает ухоженный участок, во дворе которого в беседке местные жители перебирают грибы.

— Лисички мы сдаем заготовителям. Это неплохое денежное подспорье. Раньше здесь были магазин, детский сад, школа, фельдшерско-акушерский пункт, клуб, почта, ферма. Я — соцработник, ухаживаю за престарелыми односельчанами, — рассказывает хозяйка.

На вопрос, не страшно ли ходить в лес, расположенный так близко с воюющей державой, отвечает:

— А чего боятся?! Мы знаем, что у нас все покойно, нас охраняют пограничники. Когда идем за грибами или ягодами, мы отмечаемся. Возвращаемся — тоже. Нередко патруль встречаем в лесу. Они просят предъявить документы, всегда вежливые. Да и деревню они посещают регулярно, проводят беседы. У нас есть их рабочие, мобильные телефоны. Всегда можем позвонить.

Из местных жителей никто за последний год не уехал. А это значит, что у нас есть доверие к пограничной службе. Истерику не бьем, живем, как жили.

Как подтверждение тому, что бояться здесь нечего, — бегающие во дворе внучки Анжелы Недашковской. Их погостить к бабушке привезла дочь Екатерина, которая живет в Наровле.

Распрощавшись со старостой, направляемся к супругам Юрковским.

— Все у нас тихо и спокойно. Часто к нам приезжает начальник милиции. Не забывают о нас председатели райисполкома, райсовета. И, конечно же, председатель сельсовета. Денис Дмитриевич (Сахарчук. — Прим. авт.) организовывает выкос травы, помогает решать волнующие вопросы. Приезжают автолавка, почта, медработник. А пограничники? Пограничники здесь уже как свои. Ездят часто. Заходят поговорить, интересуются, как у нас дела, — говорит Евгения Адамовна. — Когда была таможня, я там убирала. Поэтому к людям в форме за 13 лет привыкла.

Ее муж трудится заготовителем живицы. Вместе с женой ведет хозяйство. Скотину не держат, а огород засаживают. Евгения Юрковская сетует, что в этом году неудачный урожай картофеля.

Вот такие, простые и обыденные проблемы волнуют жителей Александровки. Говорят ли о политике? Говорят… Практически у каждого по ту сторону колючей проволоки живут родственники. И каждый надеется, что отношения между братскими народами вскоре вновь наладятся.

Алеся ЛИТВИН, фото Михаила ШЕВЧЕНКО

Проект создан за счет средств целевого сбора на производство национального контента.