Партизанская война, полыхнувшая в тылу германских армий, стала для оккупантов неожиданностью, поражающей своими масштабами. Но под борьбой, которую развернули нацисты против народных мстителей, скрывалась главная задача — уничтожение «недочеловеков».

Когда тебя убивают, ты сопротивляешься; когда убивают народ — народ сопротивляется с утроенной силой. Оккупанты это понимали, на выступления партизан они ответили ужесточением карательных акций.

Немецкая статистика наглядно демонстрирует сущность «борьбы с партизанами». На каждого уничтоженного народного мстителя приходилось 24 мирных жителя. Так против кого же проводились эти операции?

— Нацистская пропаганда утверждала, что это делалось исключительно в целях борьбы с разрастающимся, как лесной пожар, партизанским движением. Однако во внутренних документах представители военной и гражданской администрации не скрывали, что главная цель была несколько другой, — отвечает прокурор Наровлянского района Павел Ярмош. — Гитлер говорил своим соратникам: «Русские в настоящее время отдали приказ о партизанской войне в нашем тылу. Эта партизанская война имеет и свои преимущества: она дает нам возможность истреблять все, что восстает против нас. Огромное пространство нужно усмирить как можно быстрее; этого лучше всего можно добиться расстрелом каждого, кто посмотрит на немца косо».

В Наровлянском районе партизаны начали активную борьбу с фашистами в начале 1943 года. Партизанское движение ширилось, удары по врагу с каждым днем становились все ощутимее. Окончательно фашисты взбесились и вышли из себя после того, как партизаны потопили их флотилию на Припяти.

В своей гнусной деятельности оккупанты не стеснялись использовать самые низменные методы. Одним из них была провокация местных жителей. Гитлеровцы знали, что люди помогали партизанам: делились едой, рискуя жизнью, прятали раненых и больных. Поэтому фашисты и их приспешники часто прибегали к маскараду, создавая ложный образ партизан.

— Примером нацистской провокации служит трагедия, произошедшая в деревне Рожава в мае 1943 года, — рассказывает Павел Ярмош.

Краевед Василий Чайка записал воспоминания очевидцев произошедшего.

Сначала два «партизана» зашли в дом Матвея Гапиенко.

— Здравствуй, дед! — с порога поздоровался один из них.

— Мы с твоим внуком Николаем вместе воюем в партизанском отряде, он передает вам привет.

В это время над деревней летел фашистский самолет. Посмотрел «партизан» в окно и говорит: «О, фашист летает». Тут, откуда ни возьмись, появились немцы и идут к дому Матвея.

— Куда нам, дед?

— На чердак, хлопцы, на чердак лезьте…

Немцы заходят в дом, залазят на чердак, находят «партизан». Так за связь с партизанами Матвей Гапиенко попал под расстрел.

Эта же участь постигла и старосту Авраама Кругленко. «Партизаны» пришли и к нему в дом.

— Дед, перевези нас на ту сторону Припяти, там ковпаковский отряд, нам туда надо, — обратился к Аврааму один из вошедших.

Он им ответил, что перевезет вечером. Дальше все пошло по подлому фашистскому сценарию: немцы, староста советует «партизанам», где спрятаться. Вместе с авраамом Гапиенко схватили и всю его семью: жену, дочь Гарпину и внука, четырехлетнего мальчика Володю. Через несколько дней, 13 мая 1943 года, поздно вечером повели жителей Рожавы на расстрел. Было уже темно, казнь происходила при свете фар автомобиля. На окраине деревни избитых мужчин заставили выкопать яму, перед которой их всех поставили. Прозвучала команда, и тела убитых людей упали в могилу. В мальчика никто не стрелял, его массой тела в яму повалил дед, и фашисты закопали ребенка живьем…

— Нельзя не восхищаться преданностью и самоотверженностью белорусского народа. Зная о нависшей над ними нацистской угрозе, люди боролись, как могли. Кто на фронтах, кто в партизанских отрядах. Были и те, кто помогал лесным борцам за свободу Родины. Даже ценой собственных жизней. Если бы не помогали, то партизанское движение не могло бы существовать. Один из партизан вспоминал: «Народ вместе с нами воевал. Иной раз со слезами, но все-таки отдают… Последнюю дробненькую бульбу высыпят, дадут хлеба». И это единство во всем дорогого стоит, — подчеркнул прокурор.

Алеся ЛИТВИН