У православных он совпадает с Преображением Господним и напоминает людям о необходимости духовного преображения. В этот день готовили угощения из яблок. Перед храмом ставили длинный ряд столов с изобилием яблочных блюд. Название праздника трактуют от слова «спасаться», то есть запасать урожай на зиму. Яблоки сушили, мочили, варили, запекали, консервировали. Верили, что собранные в этот день плоды дольше сохранятся. Приглашали священника с иконой Преображения Господня. После чего приступали к снятию яблок. Проводили обряд засевания, во время которого окропляли вспаханную землю священной водой. Говорили: «Пришел Спас — всему час».

— В Довлядах этот период называли Спасовка, — рассказала Мария Левандовская. — Люди готовили семена к севу озимых, убирали картофель, на мельницу возили зерно, смотрели, сколько заготовлено кормов для животных, а освящать яблоки ходили в украинские Шапеличи.

На Яблочный Спас ни в коем случае нельзя было ссориться или сплетничать, загадывали желание и повязывали ленточку на яблоню. Девушки угощали парней плодами. Если попадалось кислое яблоко, то жена будет вредная, и впереди ждут неприятности, а если сладкое — добрая, и жизнь будет в радость. Хорошим знаком считалось очистить яблоко одной полосой, которую бросали через плечо в костер и наблюдали: быстро свернулась — плохой знак, расправилась — к удаче в сердечных делах. Туго закрученное на веревочке яблоко держали над костром. Если оно вскоре падало в огонь — к быстрому замужеству или женитьбе.

Женщина срывала плод с молодой яблони и освящала в церкви. После в яблоко ставила свечу, обходила сад с молитвой, а мужчина закапывал плод под старую яблоню для богатого урожая. Расчесывали волосы гребнем, сделанным из дерева яблони, и вплетали в косы яблоневый лист. Здоровьем и благополучием заряжали и сами яблоки — считалось, что именно в этот день они становятся целебными.

А вот есть их до 19 августа считалось плохой приметой, особенно для женщин. Говорили, что на том свете умершие дети останутся без угощения. Некоторые носили освященные яблочки на могилы. Об этом рассказала Мария Сизенок и добавила, что в этот период употребляли лишь постную пищу.

— Жители Углов на все праздники, в том числе и 19 августа, ходили в Народицкий район, чтобы освятить яблоки в церкви деревни Ступище, — вспоминает Анна Масько. — С окрестностей собиралось много православных. Возле храма разжигали костры, рассказывали жизненные истории, а во время службы нас завораживало чудное пение.

Белорусы называли яблоню древом жизни. В сказках оно закрывает ветвями детей от злой силы, а плоды отдает добрым людям. Существует поверье: чтобы дети росли здоровыми и красивыми, беременная женщина должна подержаться за яблоню. Рвать плоды к празднику поручали детям, как имеющим безгрешные руки.

Прежде чем съесть освященное яблоко, следовало угостить других: «На Второй Спас и нищий яблочко съест». Про тех, кто этого не делал, говорили: «Не дай, Боже, иметь с ним дела!»

Открывался сезон свадеб, а венчание в день праздника предвещало счастливое супружество.

Запрещалось убивать и прогонять насекомых. Хорошей приметой считалось, если на руку сядут две мухи. Действовал запрет на купание, не употребляли мясные продукты, потому что продолжался Успенский пост. По этой же причине не допускалось шумное веселье. А вот в Завойти, наоборот, этот праздник самый веселый.

— Традицию его праздновать всей деревней зародила Нила Григоренко, которая работала директором СДК, — рассказала Галина Ермоленко. — На праздник, как говорится, шли и кот, и собака. Каждый житель Завойти нес свой урожай, пели и танцевали до поздней ночи.

Вечером молодежь выходила за деревню провожать солнце. Это было символическое прощание с летом и теплом. В народе говорили: «Пришел Спас — и лето от нас» или «Готовь рукавицы про запас», а также «Второй Спас шубу припас».

Ольга ПАРТЫКО