Родителям, воспитывающим детей с ОПФР, не следует замыкаться в своих проблемах. Специалисты ЦКРОиР всегда рады помочь ребенку жить полноценной жизнью и радоваться вместе с ними.

О том, какая коррекционная помощь оказывается на Наровлянщине, рассказывает заместитель директора по основной деятельности районного ЦКРОиР Татьяна Бобровская.

— Татьяна Анатольевна, поясните, кто такие дети с особенностями психофизического развития?

— К ОПФР относятся дети, имеющие интеллектуальную недостаточность, детский аутизм, нарушения психического развития, функций опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, слуха. Часто бывает, что ребенок имеет несколько таких нарушений.

Для обучения и воспитания такой категории детей необходимы специальные условия: учебные программы, учебники, доступная среда, специалисты.

Как ведется учет таких детей?

— За прошедший учебный год специалистами ЦКРОиР обследовано 179 детей раннего, дошкольного и школьного возраста. Сведения о ребенке с ОПФР, полученные по результатам психолого-медико-педагогической комиссии, вносятся в районный банк данных. По состоянию на 15 сентября в нем состоят 265 детей, из них 14 — дети-инвалиды с ОПФР.

Растет ли число детей, которым необходима помощь специалистов?

— Я бы не сказала, что их количество особо растет, но нарушения становятся намного серьезнее. К примеру, тяжелые нарушения речи, аутистические проявления, гиперактивность, расстройство развития учебных навыков: письма, чтения, счета.

Чем это можно объяснить?

— Одну из основных причин я вижу в том, что родители мало разговаривают с детьми, недостаточно им читают в раннем возрасте. С «пеленок» весь досуг детей занят гаджетами. Мамы-папы довольны: ребенок круто разбирается во всем, что с ними связано, не замечая, что его словарный запас беден, что он не умеет связно разговаривать и строить предложения. Если это не исправить еще на дошкольном уровне, то дальше ему придется нелегко.

То есть важно выявить нарушения как можно раньше?

— Безусловно! Чем раньше с ребенком будет начата коррекционная работа, тем больше шансов исправить нарушения и дать ему возможность быть успешным в школе. А в случае наличия у него тяжелых нарушений развития — ослабить имеющиеся и предупредить появление вторичных.

— Что такое ранняя комплексная помощь?

— Оказание помощи ребенку от рождения до трех лет в виде индивидуализированного обучения ребенка с ОПФР с психолого-педагогическим сопровождением в семье или на занятиях в ЦКРОиР в присутствии родителей.

— Какую помощь получают дети с ОПФР у нас в районе?

— Дети дошкольного и школьного возраста с легкими нарушениями речи (чтения, письма, счета) получают помощь в пункте коррекционно-педагогической помощи, а дети с тяжелыми нарушениями речи или с трудностями в обучении (задержка психофизического развития) обучаются в специальной или интегрированной группе обучения и воспитания, классе интегрированного обучения и воспитания. Также учителем-дефектологом и педагогом-психологом оказывается индивидуальная коррекционно-педагогическая помощь детям с ОПФР в ЦКРОиР.

При проблеме в развитии ребенка, куда обращаться родителем за помощью?

— К учителю-дефектологу, который есть в каждом учреждении образования города, а также к нам. Наш адрес: ул. Корзуна, 42 (2 этаж). Телефон 4-39-33. Мы постараемся помочь каждому.

Ольга ПАРТЫКО, фото Виктора ПАВЛОВА