На пути с агрогородка Головчицы до деревни Будки находится поселок Красный Остров. На карте его нет, да и дорожный знак отсутствует, но на этом «райском» островке живут замечательные люди.

В поселке нас радушно встретили Григорий и Диана Сивак. Григорий Василевич родился в Красном Луче, который находился рядом и в настоящее время вовсе исчез, Диана Аркадьевна — в Головчицах, а это рукой подать от того места, где сейчас семья проживает с 1975 года. Поэтому супруги знают о Красном Острове немало.

— В то время его называли четвертым поселком Головчиц, — рассказывает Григорий Сивак. — Первым была улица Комсомольская, вторым — Красноармейская, третьим — Гаражная. В плане застройки Головчиц такие деревни, как Победа, Красный Борец, Красный Остров, Красный Луч, Чехи считались фольварками. И лишь в начале 70-х годов им дали названия, они стали населенными пунктами. Красный Луч первым обосновал Николай Ковальчук, 1903 года рождения. Тогда это поселение называли Пусторенье или Посторенье.

В начале 60-х годов на местах этих двух поселков находились сплошные кусты, лес, болотянки, но спустя 10-летие после проведения мелиоративных работ, здесь закипела новая жизнь.

— В поселке Красный Остров было 28 домов, в семьях воспитывалось около 60 детей. С Великой Отечественной войны вернулись три ветерана, 10 погибли на фронтах. Магазин был сначала в Красном Луче, затем его перенесли к нам. Там же была ферма, где в бригаде работали более 50 человек. Соседи до полуночи на лавочках пели песни, все дружно ходили в кино в Головчицкий клуб. Колхоз «XXII съезд КПСС» был миллионером. Сад в Головчицах от панских ворот до нынешнего нового был обнесен забором из красного кирпича, а яблоки с него были востребованные далеко за пределами Беларуси.

Будучи школьниками, супруги помогали родителям работать на колхозных полях. Они помнят каучуковые (кок-сагызовые), конопляные, льняные посевы, знают технологию обработки сырья. Растения пропалывали, зрелый лен и коноплю вырывали и оставляли на поле. Затем забирали снопы по домам просушивать, освобождали от лишних примесей, делали перегибы волокон, ткали. Некоторые изготавливали конопляное и льняное масло. Всю эту продукцию сдавали в колхоз.

— Дети играли в конопляном поле, выходили из него с ощущением головокружения. Мак выращивали в каждом огороде. Считалось, если его нет, то женщина не хозяйка. О наркомании тогда никто ничего не знал, — говорит Григорий Васильевич. — А ткацкий станок у меня и сейчас сохранился.

Диана Сивак вспоминает, что в Головчицах, в Дворе, так называли улицы Школьную и Колхозную, были густо размещены дома. Поэтому земли у ее родителей было всего 5 соток. Ее отец неоднократно был председателем избирательной комиссии, работал начальником почты, затем в Головчицком лесничестве, мама — в больнице фельдшером. По стопам дедушки и отца пошла и Диана Аркадьевна. 37 лет она посвятила лесному хозяйству. В Головчицком лесничестве она трудилась мастером леса, затем 15 лет — лесничим. В 1987 году семья поехала в гости к брату мужа на Украину с возможностью переезда. Когда увидели окрестности, женщина спросила: «Где лес? Где я буду работать?»

Григорий Сивак также одно время посвятил себя лесной отрасли, работал и на грузовых машинах, но все же большую часть, а это 44 года, трудового стажа у него в Головчицкой участковой больнице водителем скорой помощи.

— Еще до Великой Отечественной войны на гужевом транспорте развозил больных Иван Вафек. Иван Антонович жил в Чехах, возвратившись с фронта с множественными ранениями, продолжал возить на лошади по окрестным деревням главного врача и медперсонал. Когда я пришел на работу в больницу, там было еще печное отопление, обслуживалось более 5 тысяч населения. Она была рассчитана на 25 коек для больных и 2 родильные, — вспоминает собеседник. — Только в Головчицах в 1973 году было 35 детей до года. К сожалению, после катастрофы на ЧАЭС все полетело вверх тормашками…

Мужчине приходилось видеть многое: смерть людей и даже ребенка, экстренные роды. Он всегда старался помочь всем, особенно пожилым людям, с пониманием того, что каждый из нас будет на их месте.

— Что мы видели за свою жизнь? Работа, работа и работа, — подытоживает разговор глава семьи. — Я в любое время суток спасал людей, которые испытывали боль. Лес безмолвен, но когда случались пожары, наши дети сидели в машине, а я помогал жене бороться с огненной стихией. В дыму мы находились до тушения последней искры.

Григорий и Диана Сивак уже 52 года вместе. Их сын Василий, который, к сожалению, рано ушел из жизни, и дочь Оксана, несмотря на беспокойную работу отца в больнице, получили медицинское образование.

Красный Остров лишь оживляется летом, когда приезжают дачники, дети, внуки. Сейчас здесь осталось 10 домов. Из них 6 жилых. В двух из них живут трое постоянных жителей — семья Сивак и Елена Кондратенко. Вот и получается: трое на Острове.

Ольга ПАРТЫКО, фото Виктора ПАВЛОВА