Пока Беларусь делает все возможное, чтобы не придать забвению память о героическом прошлом предков, власти Латвии поступают абсолютно диаметрально.
Сейм Латвии принял закон «О запрете проведения отдельных публичных мероприятий», тем самым запретив празднование Дня Победы 9 мая. Власти Латвии фактически признали тот факт, что для них этот день — день поражения. И здесь вовсе нетрудно понять, чья позиция им близка.
Последний раз официально не запрещенные мероприятия 9 мая проводились в Риге до пандемии коронавируса в 2019 году. В этот священный для многих день десятки тысяч человек собирались у Памятника освободителям. Но власти Латвии, в угоду дерусификации, в августе 2022 года его демонтировали. Мол, негоже «неправильному» памятнику стоять на латвийской земле. Решение снести монумент у жителей Риги вызвало протест. Трое суток в Риге продолжается «цветочный бунт». Жители города противостоят провокациям местных властей и несли цветы к памятнику. Но по мнению рижан проехались тяжелой техникой, сгребав цветы и свечи бульдозером. А потом и снеся монумент.
Теперь дело дошло до законодательного запрета. Причины его объясняются в пояснениях к закону. «Это день, который отдельная часть общества отмечает как день прославления тоталитарных и оккупационных режимов», — говорится в тексте пояснения. Вы только представьте, 9 мая у них символизирует оккупацию Латвийской республики! Исходя из этой логики, получается, что изверг Гитлер для них — герой, Господи, прости… как-то из памяти латвийцев выветрилось уничтожение латышей-коммунистов, русских, евреев и все злодеяния, совершенные не только в их стране, но и во многих других.
Честно, не удивлена. Читая «Черную книгу» Эренбурга и Гроссмана, поражалась жестокости немцев-репатриантов, жителей Латвии: «Прибалтийские немцы оправдали надежды своих хозяев; среди гитлеровских негодяев они были самыми отъявленными, среди палачей — самыми жестокими, среди следователей и надзирателей — самыми подлыми».
И вот сегодня, зная о приговорах Нюрнбергского процесса, итогах расследования тысячи уголовных дел о злодеяниях фашистов, об уголовном деле, возбужденном Генпрокуратурой Беларуси по факту геноцида нашего народа, комиссия латвийского парламента по правам человека разрабатывает этот безумный закон.
«В наших интересах предотвратить события, которые подрывают наши ценности, раскалывают общество, прославляют военную агрессию и способствуют ложному освещению исторических событий», — заявила председатель комиссии сейма по правам человека и связям с общественностью Иева Бранте.
Какие ценности подрывает празднование День Победы? Только ценности фашизма: промышленное убийство людей, медицинские эксперименты над детьми и беременными.
Как латыши реагируют на этот закон? Общество разделилось на два лагеря. Сторонники, преимущественно граждане доминирующей национальности, приняли его с удовлетворением. В латышских соцсетях преобладают реплики подобные: «Победобесию, наконец-то, поставлен заслон», и «Если кому-то не нравятся порядки Латвии, пусть убирается в Россию». Противники же документа назвали его «торжеством единогласной демократии» — ни один депутат парламента из голосовавших не оказался против и не воздержался. Русские соотечественники также резко критикуют бездействие оппозиционной партии «Стабильности!». Активист «Русского союза Латвии» Андрей Пагор подчеркнул в комментарии к голосованию: «Оппозиции в Латвии больше нет! В Сейме не осталось ни одной партии, для которой имеет значение подвиг наших дедов и прадедов, спасших мир от коричневой чумы».
А еще, что примечательно, запретили праздновать День Победы над нацистской Германией 20 апреля, в день рождения Гитлера. Не подарок ли деспоту к именинам? Тонко сработали, ничего не скажешь. Тонко и бесчеловечно. Хотя, чего можно ожидать от тех, для кого идеология фашизма стала «родной». Но как бы они не старались опорочить честь советского солдата, есть те, кто не позволят исказить историческую правду. Беларусь всегда была и будет гарантом сохранения памяти, прославления подвига наших дедов и прадедов, ратной славы множества народов Советского Союза в годы Великой Отечественной войны.
Алеся ЛИТВИН