В народе Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня или Здвижение отмечают 27 сентября.

В 326 году мать императора Константина Елена отправилась в Иерусалим на поиски христианских святынь. На Голгофе, где распят Христос, обнаружили три креста, гвозди и доску с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Как узнали, который из них чудодейственный? При прикосновении к нему больной исцелился, а покойник воскрес. Крест воздвигнули, чтобы все увидели святыню. Так положили начало празднику. Кстати, Животворящий Крест через несколько веков разделили на множество маленьких частиц и развезли по миру.

27 сентября люди посещают храмы, молятся перед иконой Воздвижения Креста Господня, благодарят Бога за урожай, просят защиты от холода, помощи в лечении костей, суставов, хронических мигреней, бесплодия и зубной боли. Устанавливают кресты на строящихся храмах, святят церкви и часовни, соблюдают строгий пост. Кто постится, тому Бог прощает семь грехов и столько же добавляет, если пост не соблюдать. В храме для оберега покупают детям золотой или серебряный крестик. В некоторых населенных пунктах на дверях мелом, сажей или чесноком рисуют кресты, обходят углы с зажженной церковной свечей и молитвой, окропляют жилище святой водой, чтобы выгнать негатив. Изготавливают крестики из веточек рябины и помещают их в домах, закромах и сараях, чтобы защитить от злых сил людей, животных и урожай.

Несмотря на запрет шумно отмечать этот праздник, поскольку он связан с трагедией — распятием Христа, — в Красновке его проводили массово и весело.

— К празднику готовились заблаговременно: наводили порядок в домах, белили потолки и стены, стирали, убивали кабана, чтобы приготовить много мясных блюд, от которых гнулись столы. Когда приезжали гости, праздновали три дня, — вспоминает Нина Громик. — В этот день в деревне ходили друг к другу в дома, нанимали духовую музыку из Бука. Мы с подругой Ниной Партыко танцевали до рассвета. Молодежь в Красновку приходила из ближайших деревень. Весело было… Теперь эту традицию поддерживают лишь работники культуры, приезжают к нам с концертом.

Считается, что на Воздвижение нельзя ходить в лес, так как там, готовясь к зиме, активизируется нечисть. Поэтому предки запирали ворота и двери жилищ, чтобы не заползла на зимовку змея.

— Землячку Камилию отец отговаривал 27 сентября идти в лес, но она настояла на своем, — продолжает рассказ Нина Николаевна. — Когда девушка поставила кошель с грибами на пень, его заполнили ужи. Она пришла домой с бледным лицом, родители сразу поняли, в чем дело.

Подобный случай произошел и в Гажине.

— Мой отец Петр Кудин не верил, что в этот праздник в лесу собираются ужи, — поделилась историей Валентина Маслак. — Когда папа собирал грибы, не видел ни одного. Возвращаясь, он с трудом добрался домой, то место сплошь покрывали твари. В Гажине говорили, что в таких случаях нужно снять головной убор, чтобы царь-змей убрал корону, а еще это сулило счастье и богатство.

В этот праздник бесполезно начинать новые дела, не дают взаймы деньги, чтобы не потерпеть убытки. Запрещалось делать ремонт, шить, вязать, вышивать, ссориться и ругаться, так как отрицательная энергия возвращается втройне. Все припасы с улицы убирали в помещения. Его называли еще и «капустницами», говорили: «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», «На Воздвижение у доброго молодца капуста у крыльца». Девушки рубили ее, пели песни, читали заговоры, устраивали гуляния, которые приводили к свадьбам на Покров.

Предки советовали 27 сентября употреблять в пищу капусту, чтобы быть здоровым, печь капустные пироги для удачи, а увидев улетающих птиц, загадать желание.

Ольга ПАРТЫКО