Возрождая родную землю
Наровля с последствиями аварии на ЧАЭС борется самым верным оружием — демографией. Не раз район становился лидером по рождаемости в Гомельской области. Удерживает первенство и по итогам первого квартала этого года. Молодежь возвращается в родные дома, чтобы писать новую страницу возрождающегося края. А для многих район становится новым домом, где можно сделать карьеру, создать семью и построить свое счастливое будущее.
СКАЗАНО
— В былые времена, приезжая сюда (на пострадавшие территории. — Прим. ред.), когда я начинал говорить о чернобыльцах, что мы бедные, люди это спокойно воспринимали, но большинство соглашались. Сегодня люди понимают, и я тоже, что на этой земле можно жить, нужно жить.
И, самое главное, мы здесь будем жить.
Президент Беларуси Александр Лукашенко во время рабочей поездки в Наровлянский район, 26 апреля 2020 года.
Некогда скучать
Развитие Наровлянского района держится на плечах молодых специалистов — за последние три года прибыло аж 126! Немало их и среди 300 сотрудников ЦРБ, которая в этом году празднует 110‑летие. Встречаем здесь семейную пару — Веронику и Алексея Шкутович. Родом они из Пинска, в Наровлю приехали по распределению в 2021‑м и заключили пятилетние контракты. А познакомились еще до переезда, вспоминает Вероника:
— Мы учились в Гомеле и ехали домой. Судьба свела прямо в поезде. На момент распределения у меня было целевое направление в Брагинский район. Но педиатр больше пригодился здесь. Следом за мной распределили терапевтом и мужа.
Сейчас пара живет в арендной двухкомнатной квартире в новом доме. Два года отработки позади. И если поначалу планов остаться в райцентре не было, то сейчас задумались. Алексей убежден:
— Дышать одним воздухом с наровлянцами не вреднее, чем с гомельчанами. Это я вам как врач заявляю. Маленький город абсолютно устраивает. Больница тоже на уровне — не хуже, чем в областном центре. В прошлом году пополнили парк машин скорой помощи. Скоро установят и новый рентген-аппарат.
Вероника поддерживает:
— Если кто-то любит постоянно по барам и клубам ходить, то здесь может заскучать. А врачам скучать некогда. Обзаведемся собственным жильем — и о детях подумаем.
На родину вернула любовь
Многие мальчишки в Наровле росли на рассказах ликвидаторов. Вот и Дмитрий Барсуков отправился в Гомель осваивать профессию спасателя, чтобы в 2018‑м вернуться домой. Молодой инспектор сектора надзора и профилактики Наровлянского РОЧС не сожалеет, что не остался в областном центре:
— Все родные и друзья здесь, сам город духовно ближе. Предлагали пойти в Военную академию, но я осознанно выбрал МЧС. Глядя на кадры кинохроники и вспоминая истории, которые довелось слушать лично, задумывался не раз, смог бы я повторить подвиг ликвидаторов? И уже после учебы понял, что настоящий спасатель всегда бросится на помощь без страха. Бояться можно потом — когда выполнил свой долг и спас людей.
Не так давно по распределению в родную Наровлю вернулась и техник-программист КУП «Жилкомстрой» Валерия Данева. Признается, что не сразу поняла, что вернулась навсегда:
— У моей бабушки в год аварии подрастало семеро детей. Родную деревню большой семье пришлось оставить, но далеко уезжать не стали — поселились рядом с райцентром. Потом папа в Наровлю привез себе жену из Витебской области, мою маму. Я училась в Гомеле, как молодой специалист вернулась на малую родину, где и встретила Диму. Он как раз посещал по работе различные организации — зашел и к нам.
Дмитрий и Валерия сейчас живут в арендной квартире, планируют сыграть свадьбу, как только появится возможность приобрести свое жилье. В рамках Государственной программы по преодолению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в этом году в Наровле построят новый 40‑квартирный жилой дом. Супруги не скрывают надежд:
— Может, там и будет наша будущая квартира. Город развивается — зачем уезжать?
Наследники ликвидаторов
Анну Костюк в Наровле знает каждый. Хормейстер народного ансамбля и сама в любой компании готова удивить талантами. Родилась в украинском городе Полесское, эвакуация которого началась только в 1993‑м, уже после распада СССР. На момент аварии Ане было всего пять лет.
— Реактор был виден едва ли не из окна. Мой папа Михаил Ильич Бондарь служил сержантом милиции и только вернулся с учений. В два часа ночи поднимают по тревоге, он даже не сразу поверил. Потом хотел фотоаппарат взять, но передумал. Всю жизнь себя за это корил, ведь в ночь катастрофы никто снимков в итоге на станции не делал. Он и еще 28 милиционеров, пожарные в автобусе стали первыми, кто прибыл на ЧАЭС.
Семье ликвидатора довелось немало поездить по Союзу, но все дороги снова и снова вели в Наровлю. Анна потом уезжала в Москву, Санкт-Петербург. Пела, играла в КВН. Шутит, даже Масляков не убедил остаться. На вопросы о сложностях жизни в пострадавшем районе отвечает с юмором, что третьей руки не выросло, тело не светится:
— Если серьезно, все обследования показывали, что у меня здоровье получше, чем у многих людей в чистых районах. Устала я от больших городов, непривычного климата — вот и вернулась. Городок у нас компактный, чистый и яркий. Порыбачить сюда даже из Гродно едут — настолько места красивые. Супруг из Украины. Благодаря нашему Президенту в 2022‑м по упрощенной системе получил белорусское гражданство. А уж сколько мы за эти годы в разные санатории поездили. Вот дети на днях отправляются на оздоровление.
В ТЕМУ
Наровля расцветает на глазах. За последние три года построено более 9 тысяч квадратных метров жилья, в том числе около 1,7 тысячи «квадратов» — для молодых специалистов. Недавно на баланс КУП «Жилкомстрой» передали старый кинотеатр. Теперь здесь кафе-бар, видеосалон, караоке, спортивный комплекс и фитнес-зал. Здание, требовавшее раньше 50 тысяч рублей в год на содержание, теперь приносит прибыль и помогает разнообразить досуг молодежи. В планах — реконструкция стадиона.
Дмитрий БОЯРЧУК, фото Ивана ЯРИВАНОВИЧА
СБ