В ключевых сражениях Великой Отечественной войны принимали участие и наши земляки. Фронтовики, партизаны и разведчики прославили Родину ратными подвигами, завоевали славу смелых и отважных воинов, стойких и упорных в бою.

Службу в Красной Армии во время войны инженер по эксплуатации, воентехник 2-го ранга Федор Мирейко начал в 12-й армии. Ею командовал генерал-майор Павел Понеделин. В начале войны она защищала подступы и вела оборонительные бои за Киев. В августе 12-я и 6-я армии под Уманью были окружены. Многие, в том числе и командование, вынуждены были после безуспешных попыток прорыва окружения либо сдаться в плен, либо прорываться к своим. В плен и окружение попали тысячи солдат и офицеров Красной Армии.

Среди тех, кто оказался на оккупированной территории, был раненный в ногу Федор Мирейко. Он вспоминал: «Когда очнулся, пришел в ужас: свои отступали, а я раненый, и в окружении. Не знаю, как бы сложилась моя дальнейшая судьба, если бы меня не подобрали Сергей Райский и Николай Петренко». Последний был уроженцем Народичского района. Туда бойцы и направились. Выходила раненого бойца Любовь Семенюк. Так и жили они на Родине Николая Петренко до июля 1942 года. Мысль, что делать дальше, не покидала попавших в эту ситуацию солдат. Они узнали, что в Народичах немцы будут казнить советских активистов. Решили действовать. Подпоили полицаев самогоном, а когда те уснули, перебили часовых, освободили обреченных на смерть и ушли в лес. Так появился партизанский отряд.

В сентябре 1942 года небольшой отряд Федора Мирейко встретился в лесу с незнакомыми людьми. Это оказались разведчики из заброшенной в тыл разведгруппы, которой командовал Константин Николаев. По указанию Центра оба отряда слились. Федор Леонтьевич стал заместителем у Николаева. Главной задачей, которую им поставило командование, — агентурная разведка, выход на связь и передача на Большую землю разведданных.

Принимал участие отряд и в боевых операциях. Как-то раз разведчики подорвали железнодорожные пути. Но что удивительно — немцы сразу же их восстановили. Оказалось, что в местечке Наймичи ими было налажено производство шпал. Решили уничтожить лесопилку. На разведку послали связную Любу Семенюк, ту самую, в сарае у которой прятался раненый Федор Мирейко. Она вместе с братом взяли корзинки и под видом грибников отправились туда. Узнали, что лесопилку охраняют немцы и полицаи. Налет решили сделать перед октябрьскими праздниками. Все вышло так, как и наметили: охрану перебили, а лесопилку сожгли. В огне сгорело 10 тысяч шпал. Немцы в ответ в район предполагаемой дислокации отряда выслали авиацию, которая зажигательными бомбами подожгла лес. Тогда разведчики создали новую базу в районе Лысой горы, недалеко от деревни Мальцы. Здесь Федор Мирейко встретил будущую жену Веру Пигулевскую.

Однажды разведчики, возвращаясь из-под Овруча, на дороге наткнулись на немецкую батарею. На ходу, без боевого охранения, она оказалась легкой добычей для партизан. В скоротечном бою они отбили ее у немцев и вместе с боеприпасами и лошадьми доставили к Лысой горе. Но зачем им пушки? Решили отдать их Сидору Ковпаку, который в это время прибыл в Наровлянский район. Так и сделали. Федор Мирейко вспоминал, что Ковпак во время встречи предложил Николаеву, чтобы тот ему в подчинение передал его, но он не согласился. Летом 1943 года из Центра был получен приказ выделить разведгруппу из состава отряда «Дяди Кости», так называли разведгруппу Николаева, и отправить ее в район города Ровно. Командиром новой разведгруппы назначили Мирейко. Действуя в полосе 1-го Украинского фронта, она добыла немало сведений для командования. Когда Ровно был освобожден, разведчиков-партизан: Федора Мирейко, Веру Пигулевскую, радиста группы Дмитрия Лопатко и других вызвали в Москву. В Кремле Михаил Калинин вручил им правительственные награды за успешное выполнение задания советского командования в глубоком тылу врага.

Но на этом война для капитана Федора Мирейко не закончилась. Он стал командиром танково-самоходного дивизиона и отправился воевать на Дальний Восток против милитаристской Японии.

После войны Федор Леонтьевич жил и работал в нашем городе. Он немало сделал для того, чтобы жизнь наровлян стала комфортной.

Василий ЧАЙКА, фото из архива автора