Если пройти над старым берегом реки, то за еврейским кладбищем до сих пор можно увидеть кучи и отвалы земли вперемешку с ракушками. Это дает основание предполагать, что пуговичный завод находился по улице Молодежной, примерно там, где сейчас ПМК № 107.
Материалом, с которого делались пуговицы, служили ракушки. Научное названия этого вида моллюсков «перловица обыкновенная». Но в Наровле и по окрестным деревням их так не называли, даже ракушкой очень редко, разве что приезжие с больших городов. Чаще всего у нас использовали местное название — «скражка».
Еще до появления предприятия жители нашей местности ходили по «скражки». Это было чем-то вроде домашней работы. Ими кормили свиней и курей, а перламутровые створки раковин просто выбрасывались. А тут их стали покупать. Правда, деньги платили небольшие, но все же. Кстати, слишком большие раковины не принимали, потому что у них створки были толстые, когда их пробивали, они крошились и ломались. Створок от раковин на предприятии лежали целые бурты.
На заводе была машина, которая объезжала прибрежные деревни и привозила ракушки на завод. Особенно много их заготавливали жители деревни Ломыш. Собирали раковины и наровляне, особенно дети, для которых это была дополнительная возможность заработать на конфеты.
С чем связано закрытие пуговичного завода трудно сказать. Вероятнее всего, с развитием химической промышленности в СССР и появлением пластмасс, а вместе с этим и дешевых пластмассовых пуговиц, а потому нужда в перламутровых пуговицах отпала.
Подробности читайте в газете.
Василий ЧАЙКА, фото автора