В Закон «Об обращениях граждан и юридических лиц» вносятся изменения. О том, какие новшества нас ожидают, рассказала заведующий сектором по работе с обращениями граждан, юридических лиц райисполкома Татьяна ФЕЩЕНКО.
— Татьяна Николаевна, что наиболее актуальное и существенное появится в Законе?
— Пожалуй, одно из важнейших — введение государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц. Она предназначена для подачи в госорганы и иные госорганизации электронных обращений, получения ответов (уведомлений) на них.
— Как будут рассматриваться электронные обращения?
— Ранее обращение заявителя поступало на адрес электронной почты организации либо размещалось в специальной рубрике на официальном сайте организации в интернете. Теперь же электронное обращение подается только через систему учета и обработки обращений. Для заявителей доступ к системе, а также использование информационных ресурсов будут бесплатными.
У граждан, их представителей или юридических лиц не будут брать согласие на представление сведений об их обращениях вышестоящим организациям, другим госорганам и госорганизациям, если эти сведения понадобятся для рассмотрения обращений.
— Могут ли электронные обращения остаться без рассмотрения?
— Да, могут, если в них излагается суть посредством ссылок на интернет-ресурсы. Когда содержится нечитаемый текст, употребляются нецензурные либо оскорбительные слова или выражения. Кстати, на электронное обращение дадут письменный ответ или направят письменное уведомление, только если об этом попросит заявитель.
— А что относительно устных и письменных обращений?
— Их могут оставить без рассмотрения, если они содержат угрозу жизни, здоровью и имуществу, побуждение к противоправному деянию, а также заявитель иным способом злоупотребляет правом на обращение.
— Какие изменения коснулись обращений, носящих массовый характер?
— Для регулирования таких обращений выделяется отдельная статья. Под нее будут подпадать как электронные, так и письменные обращения аналогичного характера в количестве более десяти. Если после размещения ответа на них на официальном сайте организации поступят иные аналогичные письменные или электронные обращения, их рассматривать не будут, и ответ или уведомление не дадут.
— Каковы права заявителей?
— Они могут делать выписки из материалов, относящих к рассмотрению их обращений (за исключением материалов, содержащих информацию, ограниченную к распространению и (или) предоставлению, и фотографировать данные материалы. Также заявители имеют право применять технические средства (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемку) с согласия должностного лица, проводящего личный прием.
— Могут ли должностные лица и работники организаций отказать в предварительной записи на личный прием?
— Да, могут. В случае применения заявителем технических средств (аудио- и видеозапись, кино- и фотосъемка) без согласия проводящего личный прием должностного лица. Кроме того, когда не предъявляются документы, удостоверяющие личность заявителя или его представителя, а также документы, подтверждающие полномочия представителя.
— Не устарела ли необходимость наличия книги замечаний и предложений?
— Нет. Такая книга по-прежнему остается обязательна в организациях и ИП, оказывающих услуги, обеспечивающие жизнедеятельность населения. К примеру, в магазинах, точках общепита и многих других. Конкретный перечень сфер, деятельность в которых потребует ведения книги замечаний и предложений, определен Совмином.
К слову, в редакции постоянно ведется прием граждан: личный или по телефону 4-20-47. Также создана группа в Viber «Наровля. Официально», где службы района дадут компетентные ответы на волнующие вопросы. Наши подписчики могут оставить сообщения в социальных сетях «Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook», «Twitter», «Instagram», «Telegram».
Ольга ПАРТЫКО, фото из интернета