Те или иные исторические моменты порой находят отражение в произведениях искусства. Заказчиками живописи, стихов, иных художественных произведений чаще всего становятся свидетели или участники происходящего. События битвы, изображенной на гобелене, о котором я хочу вам рассказать, разворачивались, помимо других населенных пунктов, и в окрестностях наших деревень Гажин и Свеча. Гобелен, вернее, сохранившийся его фрагмент, хранится в Львовском историческом музее и носит название «Битва под Словечно».

Предыстория появления гобелена такова. В 1754 году в Каменецкой волости, что находилась в Мозырском повете (территория современного Наровлянского района также была в его составе. — Прим. авт.) вспыхнуло восстание. Причина его — экономическая политика Виленского капитула, которая была направленная на ограбление и унижение крестьян волости. Масла в огонь подливали события в соседней Украине, где происходило гайдамацкое восстание. Поэтому тех, кто взял в руки оружие в Каменецкой волости, также называли гайдамаками.

Гетман Радзивилл отдал приказ отправить во владения Виленского капитула две хоругви под командованием ротмистра Барановского и Швыковского, чтобы подавить выступление крестьян. Скорее всего, они справились со своей задачей, потому что в декабре 1754-го последовал приказ, чтобы вернулись в место расположения. Однако в октябре 1755 года восстание вспыхнуло вновь: эти же хоругви направились на Каменецкую волость. Но сил войск для подавления протестов крестьян, видимо, не хватило. Михаил Радзивилл (Рыбонька) посылает дополнительные войска. Он поручает общее командование Никодиму Понятовскому, у которого в подчинении было 70 всадников. В ноябре 1755 года Понятовский прибывает в волость. К нему на помощь должна была прийти еще одна хоругвь Речицкого старосты. Никодим Понятовский видит, что деревни брошены: все крестьяне ушли в лес, попрятав свое добро. Он, не дождавшись подкрепления, направляется в сторону села Словечно, потому что там, по слухам, собрались крестьяне в ополчение и строили себе укрепленный лагерь. Отряд Понятовского крестьяне перехватили еще перед Словечно (где-то на территории современного Ельского или же Наровлянского района. — Прим. авт.) и неожиданно для последнего, атаковали его.

Небольшой отряд сначала стал отступать, оказывая некоторое сопротивление, а затем, его остатки бросились бежать в сторону современных Лельчиц. Никодим Понятовский       8 января 1756 года пишет письмо Михаилу Радзивиллу, в котором сообщает, что восстала вся Каменецкая волость, более 700 дворов, а бунтовщиков уже насчитывается несколько тысяч. Сообщил он также, что находится в тяжелых условиях, без фуража, и просит в помощь пехоту и артиллерию. Также он предлагает начать поход против восставших со стороны Украины, так как передвигаться со стороны Уборти затруднительно.

Пока шла помощь, Понятовский проводит, как теперь говорят, разведку боем. Его конному отряду ночью удается ворваться в Словечно и захватить в плен местного войта. Но, как только всадники Понятовского приблизились к укрепленному забором панскому двору, по ним восставшие крестьяне открыли огонь из самопалов: несколько лошадей подстрелили.

Захваченный в плен войт на допросе показал, что наши земляки-крестьяне дали клятву: «Бороться до последнего, хотя и головы пришлось положить».

В феврале отряду Никодима Понятовского стало поступать подкрепление, и вскоре у него набралось 400 человек регулярной армии: пехота, артиллерия и кавалерия. С этим войском он двинулся к Словечно. Подойдя к лагерю восставших, он отправил к ним трубача с требованием о капитуляции, но те остались верны клятве. Тогда солдаты подожгли гумна, в которых находились в засаде восставшие, и мгновенно атаковали. Крестьяне не выдержали натиска и бросились бежать. 60 из них было убито, столько же ранено и взято в плен, а остальные стали спасаться, отступая в сторону территории нашего района.

До сих пор про болото Страхов Гать, которое находилось возле Свечи, рассказывают, что там очень много людей утонуло. Здесь же, перед этим болотом, есть урочище Гайдамацкая горка. Туда, по словам тех же старожилов, отступили остатки разбитых крестьян.

В Гажине мне довелось слышать о том, что возле их деревни в реке Словечна затоплено много старинных пушек, и что кое-кому, ныряя, удавалось их в воде нащупывать ногами.

После поражения восстания началась расправа над побежденными в битве крестьянами, а Михаил Радзивилл (Рыбонька) в знак одержанной победы, потому что именно ему поручил Август III утихомирить крестьян Каменецкой волости, приказал сделать гобелен.

Белорусские исследователи этого вида декоративно-прикладного искусства предпологают, что эскиз, а затем и шаблон для гобелена, создан придворными художниками Юзефом и Рудольфом Гескими. Выткала гобелен, скорее всего, Мария Кулаковская, поскольку на нем имеются инициалы «М.К.». Она в то время работала на одной из трех мануфактур Радзивиллов. Наш гобелен, как предполагают исследователи, изготовлен в поселке Кореличи Гродненской области.

На переднем плане гобелена изображена высокая гора, на ней, буд-то парит, фигура всадника на вздыбленном коне — это Никодим Понятовский. На нем темно-синий кунтуш, желтые сапоги, шлем, украшенный пучком красных страусовых перьев, а на боку висит палаш с прямым клинком. Все по моде того времени. Перначом в правой руке он указывает двум кавалеристам на поля и реку Словечна, где разыгрываются трагические сцены: радзивилловская конница нагоняет кучку крестьян, которые стремятся перебраться на другой берег. По реке плывут трупы. Здесь же, на берегу, возле костела и отдельных разрушенных построек, небольшое количество повстанцев продолжает битву.

Если смотреть на противоположный берег Словечны, то можно увидеть курган. Он сохранился до наших дней и находится за деревней Гажин. Та часть гобелена, которая сохранилась, имеет размер 3,19х2,06 метра. Какой была вторая, утерянная, неизвестно. Нигде о ней нет записей,  приходится надеяться, что когда-нибудь найдется продолжение, и мы узнаем что-то новое о событиях середины XVIII века.

СПРАВОЧНО:

Гобелен — это ковер ручной работы, на котором шелковыми и шерстяными нитями воспроизводится подготовленная картина художника. Для того чтобы его сделать, сначала художник пишет эскиз — рисунок, а затем по нему делается шаблон и вручную ткется гобелен.

Василий ЧАЙКА, фото автора