Площадь территории зон отчуждения и отселения района, на которых установлен контрольно-пропускной режим, — 68 тысяч гектаров. Это леса, поля, реки, озера, а также 33 отселенных деревни, 29 гражданских кладбищ и 19 воинских захоронений. Все эти владения находятся под присмотром специалистов АЗОиО.

В дружном тандеме Юрий Бычковский и Александр Курило работают почти 9 лет. На подведомственной территории они знают практически каждую тропинку, а беседовать с ними познавательно и интересно. Что ни отселенный пункт, то своя уникальная история. Возможно оттого, что зона манит и завораживает…

Днем создания АЗОиО принято считать 9 июля 1992 года, когда Приказом Госкомчернобыля, контроль за соблюдением правового режима на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению возложен на Администрацию зон отчуждения и отселения.

Ежедневная деятельность специалистов далека от романтики. Выдача пропусков, работа с документацией, отчетность — все это требует компетентности, ответственности, а также коммуникабельности, ведь приходится работать с людьми. Только в текущем году могилы близких посетили около 3 000 человек, в том числе и во время Радуницы.

Несколько раз в неделю специалисты проводят рейдовые мероприятия для предотвращения несанкционированного проникновения граждан и транспорта, неконтролируемого вывоза грузов, пресечения фактов браконьерства, сбора даров леса.

Под контролем и состояние кладбищ и воинских захоронений. Кстати, все кладбища и захоронения в зоне инвентаризированы. У специалистов имеется план каждого с четкой разметкой могил. Это помогает в работе. Самое старое захоронение зафиксировано в деревне Лиховня. Базыль Ястремский прожил 116 лет. Также ведется учет новых.

По словам специалистов, одной из основных проблем содержания зон отчуждения и отселения является борьба с лесными пожарами.

— Мы работаем согласно утвержденному плану противопожарных мероприятий, — отмечает мой собеседник. — В период высокой пожарной опасности проводятся оперативные рейды и по населенным пунктам, расположенным вблизи отселенной территории. Кроме того, обустраиваются минерализованные противопожарные полосы, производится опашка выселенных деревень, поддерживаются в должном состоянии противопожарные водоемы и дороги, действуют пожарно-химические станции. Работа эта комплексная, в ней задействовано много структур и организаций.

Важна и информационная составляющая. В зоне разрешается только деятельность, связанная с обеспечением радиационной безопасности, поддержанием дорог, линий электропередач и других объектов, предотвращением переноса радиоактивных веществ, выполнением природоохранных мероприятий. Поэтому специалисты выступают в трудовых коллективах, проводят встречи с жителями близлежащих деревень, призывая граждан не нарушать законодательство.

Постепенно, из-за снижения уровней радиоактивного загрязнения из-под контроля Администрации выводятся некоторые территории. Но пока здесь сможет жить и трудиться человек — пройдет еще много-много лет.

Людмила НЕВМЕРЖИЦКАЯ, фото Виктора ПАВЛОВА