Каждый ребенок — целый мир. «Особые» дети не хуже и не лучше остальных. Просто у них другие возможности. Эти дети дают окружающим шанс проявить лучшие чувства и качества: доброту, сочувствие, щедрость, любовь… О работе с такими детьми рассказала директор районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
— Яна Александровна, каковы цели функционирования ЦКРОиР?
— Основная из них — создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития (далее ОПФР). Мы оказываем раннюю комплексную помощь детям с рождения до трех лет, а также психологическую. Осуществляем образовательную, коррекционно-педагогическую, диагностическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность.
— Расскажите о специалистах вашего коллектива?
— У нас трудятся 13 работников, четверо из них педагоги: учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог социальный, воспитатель. Все специалисты имеют высшее образование. У 75 % педагогов первая или высшая квалификационная категория.
— На какую помощь у вас вправе рассчитывать родители?
— Обнаружив у ребенка какие-либо проблемы в физическом, психическом или речевом развитии, родитель может прийти к нам на консультацию самостоятельно. Если ребенок посещает учреждение образования, можно обратиться к учителю-дефектологу, который есть во всех городских учреждениях образования. Следующим шагом будет обследование ребенка специалистами ЦКРОиР на психолого-медико-педагогической комиссии, которая проводится еженедельно по вторникам по предварительной записи. Эта процедура проводится только с согласия и в присутствии одного из родителей.
— Каковы особенности приема детей в ваше учебное учреждение?
— В первый класс ЦКРОиР принимаются дети с тяжелыми нарушениями в развитии, которым на 1 сентября исполнилось восемь лет, в исключительных случаях дети старше восьми лет, которые ранее нигде не обучались.
— Какую поддержку вы оказываете родителям?
— У нас работает клуб для родителей детей с ОПФР «Надежда» под руководством педагога-психолога Надежды Назарчук. Мы учим мам и пап взаимодействовать с детками. Грамотно, по-особенному даем им советы, проводим необходимые консультации. Плюс психологический эффект: родители знакомятся, общаются, дружат семьями, вместе обсуждают проблемы и помогают друг другу.
— Хотелось, чтобы не было барьеров в душах людей в отношениях к «особенным» детям…
— Хотелось бы! К детям в гости часто приходят волонтеры — учащиеся городских учреждений образования. Они проводят с ребятами много времени, как бы живут их жизнью. В их сердцах барьеров точно нет. Разрушить в остальных — наша задача! Ведь не зря наш девиз: любить, помогать, принимать…
Ольга ПАРТЫКО, фото Виктора ПАВЛОВА