Беларусь — страна самобытная. Ее история, культура, традиции, языки и ментальность — наше наследие, важнейший источник творческих сил народа. Сегодня остаются ценными богатейший фольклор, обрядность, красота национального костюма, народные промыслы.
С установлением независимости государства появилась необходимость и в возрождении белорусской национальной идеи, ее развитии. В этом большую роль играет сохранение наследия. Оно воздействует на сознание и самосознание людей, позволяя им чувствовать связь поколений. Огромный его пласт — народная культура: совокупность творчества, традиций, духовных и нравственных ценностей. В Беларуси этому уделяется много внимания. Созданы и действуют различные коллективы, популяризирующие народные пение и танцы, начиная от профессиональных республиканского уровня и до любительских при сельских клубах. Деятельность многих музеев направлена на сохранение и приобщение людей к народной культуре, традициям, особенностям быта белорусов. Возвращаются из небытия старинные ремесла, которые бытовали на нашей земле: ткачество, вышивка, соломоплетение, лозоплетение, резьба по дереву и многое другое. Это происходит благодаря энтузиастам, людям, искренне любящим народное творчество и сделавшим его своей профессией.
С 1999 года районный центр ремесел возрождает народные традиции, развивает у детей творческие способности и воспитывает любовь к родному краю и его культуре. Сотрудники сами осваивают плетение и аппликации из соломки, вышивку, вытинанку, изготовление кукол в разных техниках, работу с деревом и другими природными материалами. Находят и привлекают к своей деятельности других мастеров Наровлянщины. Изучают историю традиционных искусств и ремесел. И своими руками создают настоящие шедевры. В этом мы убедились, посетив выставочный зал центра. Об экспонатах, которые там увидели, и о том, кто их создает, я попросила рассказать Марию Борисенко.
— В славянской душе испокон веков слились язычество и христианство. Это проявляется и в народном творчестве, причем любом: устном, певческом, прикладном, — делится мастер. — В работах вы можете увидеть мифологизм, персонажей древних верований наших предков, различные символы, обереги. Вот, к примеру, прекрасные «пауки» из соломки, которые и у нас, как раньше в домах, висят под потолком. Помимо того, что они очень красивые, в них вложены труд, терпение и любовь, они еще считаются защитой от всего плохого. В соломенных переплетениях, по поверью, должны запутаться дурные мысли жильцов дома и заходящих гостей, все страхи и проблемы. Из соломки можно делать всевозможные плетеные изделия, инкрустации, аппликации. Многое здесь — дело волшебных рук нашего старожила Марины Мусиенко, она в центре практически с его основания. У нее свой стиль и ее работы узнаваемы, всегда пользуются спросом как сувениры. Например, много интересных образов белорусского буслика. Также с соломкой любит работать моя коллега Диана Данева.
Марии Борисенко и Марии Ижаковской нравится создавать кукол из тканей. Есть одетые в традиционные национальные костюмы, чтобы гости могли получить представление, как выглядели белорусы столетия назад. Мы увидели всевозможных кукол в виде славянских «божков» и духов. Это сейчас воспринимается как фольклор, но наши предки в них верили и старались задобрить. Девушки пробуют себя в различных видах традиционного рукоделия. А работая с детьми в созданных при центре кружках, учатся и чему-то новому.
Как и их руководитель Юлия Каврус. Когда мы были в центре, директор находилась в отпуске, но ее работы удалось увидеть. Это поразительные по технике, тонкости линий вытинанки. Чтобы из листа бумаги получилось такое произведение искусств, нужно обладать особым усердием и сосредоточенностью.
Сотрудники центра рассказали о том, что постоянно участвуют во всех культурных мероприятиях в районе и за его пределами. Они изготавливают сувениры с белорусским колоритом, которые пользуются популярностью у жителей и гостей Наровлянщины, их с удовольствием покупают и на выездных выставках. Своей работой творческие девушки стараются сохранить старинные ремесла и дать им новую жизнь.
Виола ЛЕХНОВИЧ, фото Виктора ПАВЛОВА