Воспоминания солдата всегда имеют историческую ценность, особенно, если они связаны с моментами, когда военнослужащий становится участником или свидетелем каких-то важных, переломных моментов или событий войны.
Переписывая воспоминания Михаила Сивака, я обратил внимание на то, что он, помимо всего прочего, — обороны Москвы, Сталинградской битвы, — был еще и очевидцем того, как освобождали один из символов СССР — Днепрогэс.
В исторической литературе этот вопрос освещен очень слабо, поэтому воспоминания нашего земляка имеют особую ценность.
Все дело в том, что Михаил Потапович служил телефонистом в штабе 5-й танковой армии, которая, прорвав оборону фашистов, вышла к Днепровской гэс. Здесь перед командованием встал вопрос: как спасти гидроэлектростанцию. Вот что вспоминал Михаил Сивак:
— В тех местах, где была Сталинградская битва, мне доводилось многое видеть.
На войне человек круглые сутки работает, без перерывов на обед и сон. Потом, после Сталинградской битвы, наши войска подошли к Запорожью. Там же Днепрогэс и остров Хортица.
На самом берегу Днепра расположился штаб армии, а я телефонистом попал туда дежурить. Немцы на плотину вагонами сгружали бомбы, взрывчатку и могли в любой момент взорвать плотину. К этому времени, как я попал на дежурство, один кабель к взрывчатке уже нашли, но был еще второй. Его никак не могли найти. Привезли американцев, они, видно, инженеры, и знали по схемам, где он мог проходить.
Решили наши форсировать Днепр тут, прямо возле гидроэлектростанции. Телефонистов взяли, разведчиков, радистов, бойцов посадили на катер и моментально перевезли на ту сторону Днепра. Человек их было 100, не больше. Немцы их не ожидали, и завязался бой. Им удалось закрепиться на той стороне. Потом немцы стали пускать ракеты. Навесили над Днепром ракеты на парашютах — стало видно, как днем. Пошел второй катер. Его вместе с теми, кто на нем был, потопили. Третий пошел — тоже самое, неудача. Отменили форсирование, а потом ночью всколыхнулась земля — это они взорвали машинное отделение.
Хотя немцам в последний момент удалось взорвать машинное отделение станции, но плотину наши разведчики и саперы спасли, а это дало возможность начать наступление на юге Украины, ниже Запорожья. Фашистам не удалось взорвать плотину, которую планировалось уничтожить в день наступления наших войск. Огромная масса воды смыла бы наступающие войска.
Танковая армия, в которой служил Михаил Сивак, вскоре после этих событий была отправлена на переформирование, и для нашего земляка началась новая глава военной биографии.
Василий Чайка, фото из архива автора