В Беларуси выстроена эффективная межведомственная система оказания помощи детям с особенностями психофизического развития (ОПФР). Об этом заявил министр образования Андрей Иванец на семинаре-совещании по вопросам межведомственного взаимодействия при выявлении, обмене сведениями, сопровождении детей в возрасте до трех лет с нарушениями развития или риском их появления, который сегодня прошел в Марьиной Горке Минской области.
Министр отметил, что ранняя помощь детям и их семьям стала одной из приоритетных областей деятельности образования, здравоохранения и социальной защиты, что обусловлено как ростом числа детей, имеющих нарушения развития или риски их возникновения уже при рождении, так и необходимостью становления комплексной системы межведомственного взаимодействия при поддержке детей раннего возраста и их семей. «Рождение ребенка с особенностями психофизического развития — это серьезное испытание для родителей: изменяется вся организация семьи, восприятие своего ребенка, возникает огромное количество вопросов, на которые хочется получить обстоятельные ответы. В этом контексте взаимодействие государственных структур, в фокусе деятельности которых находится семья и ребенок, видится одним из способов предупреждения инвалидизации детей, преодоления семейного кризиса, обеспечения максимально раннего выявления и включения ребенка в систему социальной и медицинской реабилитации», — подчеркнул Андрей Иванец.
В системе образования для оказания ранней комплексной помощи детям с ОПФР в возрасте до трех лет практически во всех центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации созданы кабинеты ранней комплексной помощи — всего 138 кабинетов в 141 учреждении. В ходе пленарного заседания отмечалось, что уже на этапе максимально ранней диагностики нарушений развития ребенка необходимо четко выстраивать систему взаимодействия, в первую очередь в информировании родителей о возможностях получения помощи как в системе здравоохранения, так и в системе образования, о перспективах развития ребенка, о тех социальных гарантиях для семьи, которые установлены законодательством.
Кроме того, в повестке дня значился вопрос о необходимости совершенствования механизма организации повышения квалификации специалистов, в том числе педагогических работников, работающих в системе здравоохранения (центры раннего вмешательства, дома ребенка), и медицинских работников, работающих в системе образования (учреждения специального образования). Потребность в прохождении курсов есть и у членов общественных организаций, связанных с оказанием помощи детям с особыми потребностями и их родителям, что даст возможность более целенаправленно использовать потенциал общественных организаций.
В пленарном заседании приняли участие руководители Министерства образования, Министерства труда и социальной защиты, специалисты Министерства здравоохранения и областных центров раннего вмешательства, руководители главных управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Мингорисполкома, областных и Минского городского центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, специалисты Института инклюзивного образования БГПУ имени М.Танка, представители Белорусского союза женщин, Республиканского социально-благотворительного общественного объединения «Даун. Синдром. Инклюзия», общественного объединения родителей недоношенных детей «Рано», родители детей с особенностями психофизического развития.
Источник, фото: БелТА