Думаю, каждый руководитель согласится с утверждением, что гордость любого коллектива — его ветераны, посвятившие работе на одном предприятии долгие годы своей трудовой жизни. Сегодня мы расскажем о двух женщинах, внесших неоценимый вклад в развитие ОАО «Красный Мозырянин».

«Я не дала фабрике ничего, фабрика дала мне многое»

Среди директоров, о которых с теплотой говорят в стенах ОАО «Красный Мозырянин», Мария Кацапова.

В ОАО «Красный Мозырянин» всегда с уважением относились к ветеранам

Ее судьба могла сложиться, как и у большинства крестьянских детей того времени. Но стремление к саморазвитию помогло пройти путь от колхозницы до руководителя кондитерской фабрики.

Мария Ивановна родилась в 1920 году в деревне Провтюки, окончила только четыре класса, дальше учиться отец не пускал, говоря: «Читать, писать умеешь, хватит». Как известно, тогда воля родителей была неоспоримой, но после долгих уговоров им с братом Мишей позволили закончить шестимесячные курсы рабочего факультета, что считалось большим достижением и высоким образованием.

Два года Мария Кацапова трудилась в колхозе «Советский колос», а в декабре 1935-го пришла на фабрику. Для того, чтобы ее приняли, «приписала» себе несколько лет. Начала трудиться в коробочном цеху. Вскоре способности девушки заметили и поставили на производство лаборанткой, а также выбрали председателем фабричного комитета. В то время предприятие выпускало до 17 наименований мармелада, пастилу.

В 1939 году директор фабрики Григорий Дынов выдвинул кандидатуру Марии Ивановны на должность руководителя Наровлянского детского дома. Проработала она там чуть больше года. И тут как гром среди ясного неба — война. Дано указание эвакуировать детский дом в город Майкоп. Мария Кацапова вспоминала:

— Там я работала воспитательницей детского дома, заведующей складом горптицекомбината. Далее пришлось переехать в Туркмению, где прожила два года в надежде на возвращение домой, в Наровлю.

Ее мечта сбылась. Сразу после освобождения Наровли, в 1944 году, возвратилась домой. Но здесь ее ждала печальная новость: Григорий Дынов во время войны был ранен и умер.

В мае 1945 на должность директора фабрики назначили Степана Скобликова. По его просьбе в январе 1948 году Мария Ивановна снова пришла работать на предприятие. Была рабочей и учетчиком, технологом и начальником карамельного цеха, старшим мастером. А в мае 1965 года ее назначили директором. Без малого 20 лет она руководила полесскими кондитерами. По мнению работников, была отзывчива, но, когда нужно, требовательна и строга. Боролась за дисциплину труда, кадры, за освоение и выпуск новых сортов продукции. Во время ее руководства была построена котельная на мазутном топливе.

Не привыкшая сидеть без дела, даже после выхода на заслуженный отдых работала старшим мастером и парторгом коллектива, контролером лаборатории. Примечательно, что ее дочь Светлана Шинкоренко много лет работала в ОАО «Красный Мозырянин» начальником отдела кадров, была председателем Совета ветеранов Общества.

За время трудовой деятельности Мария Ивановна была награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За доблестный труд» к 100-летию со дня рождения В.И. Ленина, «Ветеран труда», Орденом Трудового Красного знамени, юбилейными медалями «30 лет Победы в Великой Отечественной войне», «40 лет Победы в Великой Отечественной войне», знаком «50 лет пребывания в КПСС», многочисленными Почетными грамотами и благодарностями.

Экономическая учеба в ирисном цеху фабрики, 1977 год. В центре — Евгения Тугай

Две записи в трудовой

Евгения Тугай пришла работать на фабрику в 1952 году в конфетный цех простой завертницей. Да-да, была такая профессия. Это сейчас конфеты завертывают машины, а раньше все приходилось делать вручную. Евгения Мечиславовна вспоминала, как за длинным столом вручную завертывали конфеты в подвертку и обертку.

Вскоре ей предложили перейти ученицей в плановый отдел под начало Марии Полевик, которая неплохо подготовила девушку по вопросам планирования.

Но опытного наставника перевели в  Бобруйск, и Евгении Тугай пришлось одной справляться с большим объемом работы. А для этого нужно было пройти обучение. В 1956 году ее направили на учебу в Москву. В 1957-м после успешного окончания высших счетно-экономических курсов по подготовке плановиков промышленных предприятий ей была присвоена квалификация «плановик».

Шли годы, расширялось и модернизировалось производство, и знаний, полученных на курсах, было явно маловато. Евгении Мечиславовне пришлось продолжить учебу заочно в Минском финансовом техникуме. Она считала, что всегда есть чему поучиться. Поэтому неоднократно ездила на курсы повышения квалификации и по обмену опытом работы на другие предприятия.

Для нее на первом плане всегда стояли вопросы увеличения объема производства, выполнения госзаказа, плана поставок, соблюдения соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы, выполнения финансовых показателей.

— Решались все эти вопросы в то время сложно: котельная была старая, постоянно отсутствовал пар, было много различных технических неполадок, перебоев в снабжении сырьем и материалами. Цеха работали в две смены, зачастую производство не останавливалось и в выходные дни, — делилась воспоминаниями о нелегком времени ветеран труда.

Евгении Тугай приходилось контролировать работу производства, искать дополнительные резервы. Но она справлялась, казалось бы, с непосильными задачами. Кроме того, проводила экономическую учебу инженерно-технического персонала и рабочих. Была активным пропагандистом всего нового, передового, за что неоднократно поощрялась именными подарками, грамотами и «Настольной медалью».

В трудовой книжке Евгении Мечиславовны только две записи: «Принята на конфетную фабрику в 1952 году», «Уволена с фабрики в 2005 году в связи с выходом на пенсию». За 52 года работы она подготовила достойную смену, для многих была учителем, другом, помощником.

Алеся ЛИТВИН, фото из архива ОАО «Красный Мозырянин»