У Екатерины Антоновны насыщенная разнообразными событиями жизнь. Ей есть что вспомнить. Она добродушный и открытый для общения человек.

Рассказать о родной Наровлянщине Екатерина Прохоренко может немало. А родилась она в Довлядах.

— Во время Великой Отечественной войны, когда мне было четыре года, погиб мой отец. Мы прятались от немцев в землянках около Хутора Леса. Мама несла пожитки и меня на плечах. Брата потеряли, затем нашли на пожарище. С нами была моя беременная тетя. Она родила в лесу, а ее муж не вернулся с поля боя, — вспоминает собеседница. — В детстве моя бабушка Акулина, которая прожила 110 лет, носила меня в церковь в Белую Сороку. Туда приходили люди из  разных мест.

Не менее печальное детство было и у мужа Екатерины Антоновны. Николай Прохоренко родился в Углах, которые во время войны сожгли немцы. Мальчик остался сиротой. В семь лет его отправили в Германию. Там приходилось выполнять любую работу. На чужой земле он едва  не погиб. Сестра Николая Ивановича вышла замуж за парня из Довлядов. Таким образом, будущие супруги и познакомились.

— 26 января 1958 года у нас была свадьба. Спустя полгода мы поехали на целину, чтобы заработать денег на постройку дома. Там работали два года. После чего возвели просторное жилье, где можно было разместить 20 гостей. Дом мы построили не только для себя, но и для моей матери и сестры, — говорит моя собеседница. 

Жизнь в Довлядах налаживалась. Семья вырастила сад, развела пчел и большое хозяйство. Супруги воспитывали троих дочерей. Николай Иванович работал столяром в колхозе «Родина», который со временем переименовали в совхоз «Припять». Был хорошим мастером, в строительство домов вкладывал душу. Затем он 14 лет до катастрофы на ЧАЭС трудился заготовителем, за успехи неоднократно награждался. Екатерина Антоновна на ФАПе помогала фельдшеру кипятить шприцы, дежурить. Не раз ей приходилось на телеге отправляться в Надточаевку, Рожаву, Хутор Лес, Хатки, Белую Сороку, чтобы помочь оказать медпомощь. После замужества она в сельсовете наводила чистоту, за что постоянно слышала похвалу за старание.

Рядом с Довлядами протекала река, которая иногда затапливала огороды, меняла русло. В деревне было много рыбаков. На Припять приезжали насладиться природой люди из разных уголков СССР. Однажды отдыхающие из Гомеля украли 23 гуся, но семья не стала из этого делать трагедию. Екатерина Антоновна и Николай Иванович были гостеприимными людьми. Они не раз давали приют молодым специалистам.

— В то время люди жили более дружно, — уверяет женщина. — Ходили в гости к родным и знакомым на православные праздники в Дерновичи, Хатки, Белую Сороку. Помогали во всем друг другу. В клубе собирался самодеятельный коллектив. Особенно хорошо пел, танцевал и играл на музыкальных инструментах ветеран войны из Рожавы, учитель пения Николай Гапиенко. С концертами мы побывали в разных населенных пунктах Беларуси и Украины.

Перед выселением в Довлядах были построены школа, ФАП, детский сад, магазин, сельсовет, жилые дома. В деревню приехали жить молодые семьи из Хутора Леса, Рожавы, Осиповки, Хаток. Жители плели корзины из лозы. Некоторые из них  таким способом зарабатывали деньги на кооперативные квартиры детям.

— О том, что нужно эвакуироваться, нам по телефону ночью сообщила фельдшер ФАПа Ада Рафальская, — вспоминает тот беспокойный период 1986 года Екатерина Прохоренко. — Коров и телят перевезли в Лиховню, а домашние птицы остались. В деревне Воротын Калинковичского района нас приняли очень хорошо. Наших людей руководство ценило и уважало. 

На чужбине семья прожила до 2004 года. Екатерина Антоновна похоронила мужа в Наровле и сама возвратилась в райцентр поближе к дочерям. Антонина и Лидия окончили Горецкую академию и живут на Наровлянщине, старшая Елена — в Киеве.

— Мы пережили все: войну, Чернобыль, многие односельчане и родственники остались на Украине, — с горечью говорит Екатерина Антоновна. —  Жаль, что многие земляки рано ушли из жизни. На Радуницу ездят в Довляды мои дети и внуки, чтобы привести в порядок захоронения, походить по улицам, поклониться памятнику погибшим в годы войны. Он размещен напротив клуба. На нем имя моего отца Антона Зборовского и других родственников и односельчан, отдавших жизни за мирное небо.

В свои 86 лет Екатерина Прохоренко ухаживает за огородом. Когда-то она любила шить, вышивать картины и подушки. А еще Екатерина Прохоренко — настоящая энциклопедия народной мудрости и трудолюбивый человек.

— Работать никогда не грех, — считает она. — Праздники чти, но землю не запусти. Работай, небоже, Бог поможет.

По ее словам, в послевоенные годы жизнь была трудная, ходили в лаптях, тяжело трудились. Сейчас совсем по-другому. Вот только грусть о малой родине не покидает земляков.

Ольга ПАРТЫКО, фото Виктора ПАВЛОВА