На вопросы ответил начальник инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гомельской области Владимир ДЕВОЙНО. Начало читать здесь.
Добрый день. Скажите, пожалуйста, какие последствия ждут человека, который проигнорирует транспортный налог?
– При неуплате начисляется пеня за каждый день просрочки. Если сумма долга превышает одну базовую величину, человек привлекается к административной ответственности.
– Предположим, я запустил ситуацию. Наверное, тогда ко мне придут судебные исполнители?
– Верно, налоговая инспекция по неуплаченной сумме обращается в органы принудительного исполнения. Дальше они работают с нарушителем.
Меня зовут Виктория, занимаюсь вязанием, вышивкой. Хочу зарегистрироваться в этом году как ремесленник. Как действовать и во сколько обойдется сбор?
– Алгоритм простой. Необходимо подать уведомление в налоговую инспекцию и оплатить сбор – две базовые величины, или 58 белорусских рублей. Но расчет нужно произвести до начала деятельности, а в будущем, на 2022 год – не позднее 28 декабря 2021 года. После оплаты можно спокойно работать и продавать продукцию из мастерской дома, в интернете, выходить на ярмарки или сотрудничать с компаниями.
Звонит Александр Александрович. Я – пенсионер и владелец «Фольксваген-Пассат Б3». Год выпуска – 1990. Положена ли мне скидка?
– Александр Александрович, если купите новый автомобиль, который моложе 1991 года, – получите скидку 50%. Но сейчас вам не придется думать о налоге. За авто 1991 года выпуска или старше платить не нужно.
– Но движение таких авто по дорогам не ограничат?
– Конечно нет. Главное – не нарушать Правила дорожного движения. Вы же наверняка дисциплинированный водитель.
– 51 год за рулем и ни одного нарушения.
– Это вызывает восхищение. Спасибо за такое отношение, но не забывайте проходить технический осмотр.
Владимир беспокоит. Прочитал, что транспортный налог платить не нужно, если снять авто с учета до 1 июля 2021 года. Верно?
– Да, но бывают разные ситуации. Может быть, у вас нет машины, продали ее по доверенности. Получается, она числится за вами. Тогда по закону налог придется платить вам как собственнику. Чтобы этого избежать, следует снять ее с учета до 1 июля.
– Выходит, нужно обязательно оформлять договор купли-продажи?
– Необходимо документально оформить сделку до конца с новым собственником – зарегистрировать договор купли-продажи в подразделении ГАИ. После владелец ставит машину на свой учет и снимает ее с вашего.
– Пенсионеры ОВД, вышедшие на пенсию по выслуге лет, тоже подпадают под скидку 50%? Есть на руках соответствующее пенсионное удостоверение.
– Нет, вы в данном случае льготу не получите. Она возникнет тогда, когда достигнете общеустановленного пенсионного возраста и при наличии действительного водительского удостоверения соответствующей категории.
Вопросы, которые пришли на почту gp@gp.by
@ Как правильно платить транспортный налог организации?
– Допустим, в компании пять авто: три грузовых, два легковых. Бухгалтер с учетом массы этих машин рассчитывает налог по каждой машине по установленным ставкам (указаны в приложении 27 к Налоговому кодексу). За первый – третий кварталы вносит авансовые платежи в размере одной четвертой суммы налога, исчисленной исходя из наличия транспортных средств на 1-е число отчетного квартала. Уплата аванса производится не позднее 22-го числа третьего месяца квартала, за который он исчисляется. Декларация по транспортному налогу представляется не позднее 20 февраля следующего года, доплата (зачет, возврат) – не позднее 22 февраля года. Например, сейчас январь, а значит, деньги за первый квартал нужно перечислить до 22 марта. Получается, что четвертый платеж пойдет уже в 2022-м.
Вопросы «Гомельскай праўды»
– Как думаете, транспортный налог будет более удобным, чем дорожный сбор?
– Однозначно, при этом для всех. Мы видели, что станции техобслуживания были не загружены. Сейчас для людей сумму налога уменьшили на 20–30% по сравнению с дорожным сбором, для государства больше поступлений в бюджет. Раньше человек мог не платить дорожный сбор, например, если машина стоит в гараже. Плюс часть людей ездили, не уплачивая его. В настоящий момент транспортный налог – обязательный. Есть авто на учете – внеси плату. Но люди должны понимать, что это разумная мера. Некоторые отрасли в Беларуси потеряли деньги или заморозили перспективные проекты в 2020 году, в частности, из-за закрытия границ.
– Какие еще меры приняли в стране, чтобы уменьшить влияние пандемии COVID-19 на экономику?
– Экономика немного просела, уровень ВВП упал. Об этом стоит говорить прямо, хотя некоторые сферы в 2020 году сработали хорошо, например строительство и сельское хозяйство. Но есть и определенное снижение. Беларусь – сборочный цех. Наша экономика ориентирована на экспорт, мы зависим от внешних рынков, а в 2020 году многие пути из-за COVID-19 были закрыты. В стране собираются увеличить нефтедобычу. Повышение налогов, например, для сферы IT – еще один из моментов, который поможет стабилизировать ситуацию. В ПВТ ранее платили подоходный налог по ставке 9% (одна из мер, которая помогла развивать сферу IT в Беларуси – прим. автора). Сейчас на два года введена стандартная ставка 13%. Да, многие работники парка зарабатывают около пяти тысяч рублей и уплачивали большие суммы, но повышение налога связано прежде всего с пандемией. Даже кредиты Беларусь вынуждена тратить на здравоохранение, чтобы спасать людей. Все эти меры помогут сохранить социальное направление нашего государства и жить в равных условиях.
– Как думаете, может ли в Беларуси появиться прогрессивная ставка на подоходный налог? Ее используют многие развитые страны.
– Сейчас это не приветствую, но не исключаю. Не все знают, что в нашей стране с 1997 до 2010-го существовала прогрессивная ставка для физических лиц. В зависимости от доходов налогоплательщики отчисляли от 9 до 30%. Действительно, мировая практика показывает, что такую шкалу используют в Великобритании, Японии, многих других странах. Однако мы в свое время пошли по пути России, перешли на фиксированную ставку подоходного налога в размере 12%. Опять-таки хотели дать одинаковые условия для всех. Несколько лет налог был на этом уровне. Однако потом добавили один процент, чтобы направить больше денег для поддержки многодетных семей.
– Говорят, у нас тяжелое налоговое законодательство, в нем непросто разобраться. Вы с этим согласны?
– Для физического лица – вряд ли, а для организаций – возможно отчасти. Если человек решил заняться бизнесом, нужно вникать в законы. Для ИП у нас три системы налогообложения. Нормативные документы по подоходному налогу, стоит изучать более детально, а чтобы работать по упрощенной системе и единому налогу, достаточно буквально пару раз их прочесть, там ничего сложного. Возможно, люди путаются в льготах. Но хочу добавить, что в налоговой инспекции работают над упрощением. Сотрудничаем с ассоциацией налогоплательщиков, с предприятиями, представителями бизнеса. Цель одна – доступность и ясность. Для удобства сейчас появились центры обслуживания плательщиков, также предоставляем заполненную декларацию.
С 2021 года ИП уже могут обратиться в любую налоговую инспекцию, необязательно делать это по месту жительства. Думаю, в будущем расширим перечень вопросов, которые можно решать удаленно.
– Есть мнение, что в Беларуси много налогов. Это правда?
– Миф. Физические лица из прямого обложения платят только подоходный налог. Предприниматель выбирает между подоходным, единым налогом или упрощенной системой. Также может сам решить – работать с НДС или без. Если есть работники, то как налоговый агент платит подоходный налог. Для юридического лица, применяющего общеустановленную систему налогообложения, предусмотрены налоги на добавленную стоимость и на прибыль. Если есть недвижимость, то налог с ее стоимости. Предоставлен земельный участок – земельный налог или арендную плату за земельный участок. Некоторые платят экологический налог, но это зависит от предприятия. Однако повторюсь, нет ничего, что нельзя усовершенствовать.
– Но вы не станете отрицать, что часть бизнеса все-таки скрывают доходы. Если уменьшить ставку, как думаете, удастся вывести людей из тени?
– Знаю бизнесменов, которые даже когда стали зарабатывать в разы больше, продолжали прятать. Например, 15 лет назад предприниматели с двумя павильонами на рынке за три-четыре года строили дома. Получали хорошую прибыль, но не отражали ее в декларациях. Мы выявили случаи, когда ИП становится на ноги и начинает зарабатывать больше, то есть обязан уходить с упрощенной системы, но вместо этого берет еще пять-шесть предпринимателей и дробит обороты.
Собираем доказательства и восстанавливаем справедливость. Вы должны пони-мать, что не всегда снижение приносит результат. Налоговая инспекция сейчас идет навстречу плательщикам, доверяем им. Хочется, чтобы и к уплате налогов относились цивилизованно.
Источник, фото: gp.by