Каждый ребенок в Беларуси имеет право на получение качественного образования. Дети с ОПФР не исключение. О проводимой работе с особенными детьми рассказала и.о. директора  районного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Татьяна Бобровская.

— Татьяна Анатольевна, много ли детей в районе с особенностями психофизического развития?

— В Наровлянском районе проживает 258 детей с ОПФР, из них 19 детей-инвалидов с ОПФР. Это дети, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата, речи, зрения, дети с трудностями в обучении, расстройствами аутичного спектра, интеллектуальными нарушениями, а также дети с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом и (или) психическом развитии.

— Какие гарантии предоставляются детям для полноценного развития и получения ими образования?

— Система образования предлагает различные варианты организации образовательного процесса для детей с ОПФР от 0 до 18 лет. Дошкольники и школьники с легкими нарушениями речи получают квалифицированную помощь в пункте коррекционно-педагогической помощи, а дети с тяжелыми нарушениями речи или с трудностями в обучении обучаются в специальной группе, группах и классах интегрированного обучения и воспитания. Также учителем-дефектологом и педагогом-психологом оказывается индивидуальная коррекционно-педагогическая помощь детям с ОПФР в ЦКРОиР. Кроме того, ребенку от рождения до трех лет оказывается ранняя комплексная помощь в форме индивидуализированного обучения с психолого-педагогическим сопровождением в семье или на занятиях в присутствии законных представителей.

— Какая доступная среда создана в учреждениях образования района?

— Доступность входа в учреждения образования обеспечивается наличием пандуса с поручнем, контрастной маркировкой полотен прозрачных дверей (желтый круг) и контрастных дверных ручек по отношению к дверному полотну. Внутри помещения первая и последняя ступени лестницы окрашены в желтый цвет, в ЦКРОиР еще и расширены дверные проемы и установлены поручни в санитарных комнатах для учащихся. Оказывается ситуационная помощь инвалидам при посещении учреждений. Все сайты учреждений образования имеют версию для слабовидящих.

— Расскажите о мерах социальной защиты, предусмотренных для детей с ОПФР?

— Специалисты, работающие в сфере специального образования района, делают все возможное для того, чтобы в полной мере обеспечить включение детей, независимо от их особенностей, на равных условиях в общую образовательную систему. При этом учитываются их возможности, образовательные потребности и оказывается необходимая педагогическая и социальная поддержка. Особое внимание уделяется детям с расстройством аутистического спектра. Также системой образования предусмотрен ряд льгот и мер социальной поддержки.

— Как решаются вопросы социальной адаптации учащихся ЦКРОиР?

— Особое внимание уделяется социальной реабилитации детей с тяжелыми нарушениями, предоставление им равных возможностей для активного участия в социокультурной жизни общества, формирование и развитие необходимых умений и способностей для максимально возможной самостоятельной жизни. В рамках проведения различных акций центр посещают учащиеся и педагоги учреждений образования. Ежегодно проходит новогодний утренник для детей-инвалидов с ОПФР с приглашением представителей предприятий и организаций.

Также наши ребята принимают активное участие в различных конкурсах, посещают занятия по интересам.

— Как слаживается дальнейшая судьба выпускников?

— В рамках преемственности и межведомственного взаимодействия организуется процесс перехода выпускников ЦКРОиР в отделение социальной реабилитации, абилитации инвалидов ТЦСОН. Проводятся совместные мероприятия, на которых обсуждаются вопросы социальной реабилитации детей-инвалидов.

— Куда можно обратиться родителям за помощью при проблеме в развитии ребенка?

— В каждом учреждении образования города есть учитель-дефектолог, который проконсультирует. Также законный представитель может обратиться к нам по адресу: ул. Корзуна, 42 или позвонить по тел. 4-39-33. Наши специалисты готовы ответить на все вопросы, касающиеся воспитания и обучения детей с ОПФР.

Людмила НЕВМЕРЖИЦКАЯ, фото из архива «ПП»