У абитуриентов горячая пора – поиск и выбор вуза — ответственное и сложное дело. Рекомендации родственников и друзей не всегда объективны, да и многое могло уже поменяться. Поэтому лучше самостоятельно изучить информацию и принять важное решение.
Теме престижа и востребованности педагогической профессии в Беларуси приурочена сегодняшняя пресс-конференция на базе Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. В пресс-конференции принял участие Министр образования Республики Беларусь А.И.Иванец.
Не случайно площадкой для проведения мероприятия был выбран БГПУ им.М.Танка – ведущий вуз по подготовке специалистов для сферы образования.
Надо отметить, что подготовка педагогов в нашей стране осуществляется в 15 вузах и 20 учреждениях среднего специального образования.
Всего в вузах по специальностям профилей образования «Педагогика», «Педагогика. Профессиональное образование» на I ступени высшего образования в 2021/2022 учебном году обучалось 24246 студентов, из них в дневной форме получения образования – 13996 человек, за счет средств бюджета – 8760 человек; на II ступени – 2996 человек, из них в дневной форме получения образования – 2483 человека, за счет средств бюджета – 347 человек.
Участники мероприятия были проинформированы, что в системе педагогического образования осуществлен ряд преобразований: введены профильная педагогическая подготовка в 10-11 классах учреждений общего среднего образования и особый порядок приема в учреждениях высшего образования для получения образования по педагогическим специальностям выпускников педклассов; реализуется Концепция развития педагогического образования в Республике Беларусь на 2021-2025 годы; обновляется содержание теоретической и практической подготовки будущих педагогических работников; предпринят ряд мер, направленных на повышение престижа педагогической профессии, статуса учителя и его роли в обществе.
Ключевая задача профильного обучения педагогической направленности – привлечение на педагогические специальности в учреждения высшего образования способных, хорошо успевающих, внутренне мотивированных и сознательно выбравших педагогическую профессию выпускников школ. Данный подход исключает массовость и приток в педвузы «случайных» абитуриентов.
«Будущего учителя мы начинаем готовить уже со школьной парты. Сегодня у нас в педагогических классах обучаются порядка 5,2 тыс. ребят. Только за прошлый учебный год их количество выросло практически на 20%. В профильных классах учащиеся проходят серьезную специализированную подготовку. Помимо общеобразовательных предметов, они осваивают целый ряд педагогических дисциплин, и к моменту выпуска учащиеся педклассов овладевают серьезными педагогическими компетенциями», – рассказал Министр.
Андрей Иванец отметил, что сегодня каждый третий выпускник педклассов поступает в учреждения высшего образования педагогического профиля. «Мы хотим, чтобы эта цифра была больше. Для выпускников педклассов создана не только своя система подготовки, но и система прихода в наши учреждения высшего образования. При условии, если у них оценки в аттестате по всем предметам не ниже 7, по профильным — не ниже 8, то путем собеседования такие ребята приходят без экзаменов в наши педвузы. Это позволяет отобрать мотивированных и подготовленных молодых людей, чтобы мы были уверены, что они действительно свяжут свою судьбу с педагогической профессией», — констатировал он.
По убеждению проректора БГПУ имени Максима Танка Александра Маковчика введение педагогического профиля в старших классах стало ключевым фактором, существенно изменившим ситуацию с контингентом поступающих на педагогические специальности.
Старшеклассники изучают профильные предметы на повышенном уровне, осваивают 140-часовую программу факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию», участвуют в различных педагогических пробах, в том числе проводят фрагменты уроков.
А еще в 16 школах страны в инновационном режиме работает модель допрофильной педагогической подготовки. Речь идет о комплексе факультативных занятий для учащихся 5 – 9-х классов, направленном на развитие у ребенка интереса к педагогической деятельности, выявление представлений о собственных интересах и возможностях, приобретение первоначального педагогического опыта.
Для тех, кто хорошо успевает и получает при этом рекомендацию педсовета, предусмотрено льготное (без экзаменов) поступление на педагогические специальности во все вузы страны.
Таким образом, ежегодно треть выпускников педагогических классов, высоко мотивированных на педагогическую профессию продолжают обучение в вузе. Это позволяет сделать вывод о том, что на педагогические специальности поступают абитуриенты, которые планируют связать свою профессиональную деятельность со сферой образования, их «не пугает» пятилетний срок отработки. Можно утверждать, что освоение содержания программы факультативных занятий «Введение в педагогическую профессию» и в целом специфика обучения в профильных педагогических классах позволили учащимся сделать осознанный выбор будущей специальности и не стать «случайным студентом», получающим педагогическое образование.
Процент закрепления после обязательного срока отработки молодых специалистов-педагогов составляет практически 80%. И такой высокий показатель по словам Министра означает, что условия труда отвечают потребностям, которые есть у молодых специалистов.
Для поднятия престижа педагогической специальности и мотивации молодых педагогов и руководителей учреждений образования Министерством образования принято решение о проведении в рамках конкурса «Учитель года Республики Беларусь» республиканского фестиваля «Педагогический дебют» по четырем номинациям: «Молодой директор учреждения, реализующего образовательные программы общего среднего образования»; «Молодой заведующий учреждением, реализующим образовательную программу дошкольного образования»; «Молодой учитель»; «Молодой воспитатель дошкольного образования». Фестиваль впервые пройдет в 2022-2023 годах.
Министр образования Андрей Иванец также отметил, что кадровое обеспечение отрасли образования находится на высоком уровне.
«Это в первую очередь обусловлено тем, что на государственном уровне принимается ряд системных мер, позволяющих выстраивать стройную и непрерывную систему не только подготовки, но и повышения квалификации педагогических кадров. Фактически реализуется модель «образование через всю жизнь». На уровне дошкольного и общего среднего образования работает около 173 тыс. педагогических работников, на уровне высшего образования – почти 20 тыс. преподавателей. Каждый второй из них кандидат или доктор наук, то есть это кадры высшей научной квалификации, руководители и участники научных школ, которые обеспечивают на высоком научно-педагогическом уровне подготовку специалистов. Ведь от того, кто придет в качестве педагога в учреждения дошкольного образования, в школы и университеты, зависит, какой подготовленный специалист выйдет из системы образования», – подчеркнул глава ведомства.
В рамках пресс-конференции специалисты рассказали также о наиболее востребованных специальностях, особенностях приемной кампании в БГПУ, порядке и сроках подачи документов для поступления, сообщили о льготах для поступления выпускников педагогических классов на педагогические специальности, современных подходах в подготовке учителей и остановились на качествах, которыми должен обладать будущий учитель.
Спикеры проинформировали и про условия, созданные в БГПУ для разностороннего развития личности студентов (студенты активно участвуют в волонтерской деятельности, занимаются спортом, демонстрируют способности в художественно-творческой деятельности, занимаются ораторским искусством).
Педагогу всегда доверяют самое дорогое – обучение и воспитание детей, а значит, будущее страны. И участники пресс-конференции выразили общее мнение – педагогическая профессия чрезвычайно актуальна и востребована именно в наше время, так как сейчас происходит смена образовательных парадигм. Современный высококлассный педагог профессионально владеет инструментами социализации и набором разноплановых методик, позволяющих адекватно действовать в той или иной образовательной ситуации.
Источник, фото: Министерство образования