Несмотря на то, что испокон веков у Беларуси с Польшей  много возможностей для добрых отношений и полезных экономических, культурных и межнациональных связей, в последнее время все чаще приходится недоумевать по поводу некоторых поступков наших восточных соседей.

С белорусами поляков когда-то связывало общее государство, там ураганом проходили те же войны, что немало бед принесли и на нашу землю, у нас похожие ценности и культурное наследие. На наших картах и сейчас много общих знаковых мест. Одно из них — Беловежская пуща. У нас это Национальный парк, который полностью находится под защитой государства и контролируется Управлением делами Президента. Реликтовый лес, уникальный животный и растительный мир, это всегда привлекало туда туристов и исследователей природы. В 2014 году польская и белорусская части Беловежской пущи стали единым трансграничным объектом всемирного наследия. Казалось бы, все давно поняли, что это наследие нужно сохранять и приумножать совместными усилиями. Но нет, периодически появляется информация о том, что в пуще творятся страшные вещи.

Если не читать новости, то можно и не догадаться, что происходит в гуще самого старого в Европе леса. Местами он давно вырубается, в последние годы устанавливаются заграждения, способные убить даже самого могучего обитателя пущи — зубра. Еще в 2017 году началась массовая вырубка деревьев. Тогда экологи и общественные организации Евросоюза и Беларуси встали на защиту. Даже Еврокомиссия подала иск против Польши в Европейский суд в Люксембурге, утверждая, что эти работы нарушают заповедный статус Беловежской пущи. Тогда им присудили штрафные санкции в размере около ста тысяч евро за каждый день работ, требуя их срочно прекратить. Но не сильно эти траты пугали поляков, видимо, продавать столетние дубы выгодно. Потом начались проблемы с наплывом ближневосточных мигрантов, и снова страдала пуща. Сейчас поляки решили отгородиться от Беларуси капитальным пятиметровым забором, протяженностью 168 километров, более 50 уже построено, на строительство требуются колоссальные материальные средства, а это удар по бюджету страны в нынешнее кризисное время. Ну и, конечно, возведение стены снова наносит непоправимый вред пуще. Но и это не пугает. Скоро ЮНЕСКО придется включить ее в список объектов, находящихся под угрозой исчезновения.

Странно, что в этот раз почему-то никто не подает в Европейский суд и не грозит штрафами Польше. Политика сейчас важнее природы. Пусть гибнут животные и растения, нарушаются ландшафт, гидрологический баланс и миграция, влияющая на размножение популяций редких обитателей заповедника. Зато мы вот такие грозные и забор у нас выше и длиннее берлинской стены. Видимо, не научила ничему поляков американская попытка с границей Мексики, там тоже нагородили, только деньги на ветер выбросили, немаленькие причем, миллионы долларов. И гибли не животные, а люди, пытавшиеся прорваться в США.

Страшно от происходящего, в первую очередь, экологам и прочим специалистам, понимающим, какой вред наносится природному объекту в глобальном масштабе. Они бьют тревогу и пытаются достучаться до сознания польской стороны и Европейского союза. Но пока безуспешно. У нас на самом высоком уровне тревожатся за Беловежскую пущу, сужу по словам Президента, высказанным 9 мая. Пугает экологический вандализм и простых людей, которым на глаза попадаются фотографии окровавленных животных, пытавшихся пройти сквозь стену из колючей проволоки и острых металлических пластин. Или спиленных деревьев, на которых по кольцам можно посчитать их возраст, нашли даже те, которым более сотни лет. Могучую древнюю пущу, которую не разрушили века, за короткое время могут разрушить слабые (на разум) люди на тяжелой технике.

Много на нашей бедной планете старых шрамов, вот еще один появился от новой раны и кровоточит. Но польскому правительству и части граждан соседней страны, а также боссам Евросоюза, по чьему согласию творится этот беспредел, в отличие от нас, белорусов, видимо от этого не больно…

Виола ЛЕХНОВИЧ, фото БЕЛТА, ГПК РБ