Житель Гродненского района Генрик Дзитко собрал коллекцию советских мотоциклов. Сейчас в его гараже в агрогородке Поречье почти три десятка «железных коней», некоторые уже настоящая редкость.

Коллекция собиралась несколько десятков лет. В ней есть мотоциклы, которые массово использовались в советское время. Сейчас в гараже продукция известных советских производителей — заводов Минска, Киева, Коврова, Тулы, Ирбита и Ижевска, а также из стран соцлагеря — Венгрии и Чехословакии.

Генрик Дзитко сейчас на пенсии. Признается, что увлекся мотоциклами еще в юности. В семье были «Минск» и «Иж-Юпитер» с коляской. Любовь к технике повлияла и на выбор профессии — будущий коллекционер окончил политехнический институт по специальности «двигатели внутреннего сгорания».

Первым личным мотоциклом стала «Ява-354», на ней в компании единомышленников-туристов Генрик Дзитко объездил всю страну. С улыбкой вспоминает экипировку мотоциклиста того времени: кирзовые сапоги и дождевик — лучшая защита от воды в ненастную погоду.

Сейчас элегантная «Ява» — один из любимых экземпляров в коллекции. Рядом стоит более современная и, наверное, самая популярная у советской молодежи 1980-х модель чехословацкого производства. «А вот «Паннонию» современная молодежь зачастую видит впервые. Теперь это редкость, хотя в советское время мотоцикл венгерского производства был достаточно распространеным», — рассказывает Генрик Дзитко. Мотоцикл любили в том числе за простоту и неприхотливость, но сегодня запчасти к нему найти практически невозможно.

Часть мотоциклов из коллекции, несмотря на внушительный возраст, в рабочем состоянии. Заводится и «Иж-49», выпущенный в далеком 1953 году. Это «дедушка» куда более молодых и известных «Юпитеров» и «Планет» от ижевского завода, несколько поколений которых также представлены в коллекции. Не хватает разве что мотоцикла «Иж Планета-Спорт». Модель редкая и недешевая.

Генрик Дзитко пополнил бы коллекцию и мотоциклами минского завода. Пока же в коллекции представлена выпущенная в 1968 году модель М-105, ставшая предшественником уже легендарных мотоциклов «Минск».

Зато можно проследить эволюцию тяжелых советских мотоциклов: в коллекции несколько поколений «Днепров» и «Уралов». Мощная техника нередко использовалась не только для перевозки людей, но и доставки грузов.

Впрочем, для этих целей выпускались и специализированные модели. Люди постарше помнят мотороллеры, производившиеся в Туле. Молодежь с удивлением рассматривает винтажный стиль предшественников современных скутеров. Мотороллер с говорящим названием «Муравей» был настоящим трудягой, мог перевозить до 350 кг груза. Заводился он, к слову, со стартера, что для мототехники того времени было редкостью, мог ездить и задним ходом.

Для многих в воспоминаниях молодости — даже не мотоциклы, а мопеды. Двухскоростная «Верховина», выпускавшаяся во Львове, была мечтой советских мальчишек. На таком мопеде катался герой фильма «Приключения Электроника». Впрочем, в коллекции отсылок к фильмам немало, ведь мотоциклами активно пользовались в повседневной жизни.

«Сейчас эта техника не вписывается, конечно, в современную мотокультуру. На дороге она будет смотреться, возможно, устаревшей, не такой быстрой и красивой. Но тогда мотоциклы выпускались для других задач, для работы в трудных условиях, и, что важно, техника справлялась с этим. Это часть нашей истории, нашей жизни и очень хочется ее сохранить», — рассказал Генрик Дзитко. Он подчеркнул, что коллекция не статична и есть желание ее пополнять, собрать полные линейки советской мототехники. Будет рад он и помощи единомышленников.

Мужчина охотно показывает коллекцию желающим. Заглядывают к нему в ангар люди разных поколений. Для одних это воспоминания, для других — возможность прикоснуться к истории. Причем в прямом смысле, ведь трогать экспонаты и даже садиться на них разрешается.

Источник, фото: БЕЛТА