Наиболее ценными предметами любой экспозиции являются те, которые могут «говорить». За ними стоит определенная история, которую услышишь, приложив немного усилий. Недавно такой экспонат принесли в музей СШ № 2 им. И.М. Шаврея.

Интересная находка  

В Головчицком парке, на берегу небольшого островка, после прошедших этим летом дождей нашли украшение-подвеску. На первый взгляд, в нем нет ничего особенного: не из драгоценного металла, сделан простенько, не украшен замысловатым сюжетом. Одно в нем привлекает — его устройство. Украшение состоит из двух частей: верхняя с изображением цветка отодвигается, а во внутрь этой подвески что-то клали. А вот это уже интересно. Я решил исследовать этот предмет материальной культуры.

С древнейших времен человек пытался себя обезопасить, навешивая на одежду и тело различные амулеты. Они прошли долгий путь развития и со временем превратились в украшения. Мода на них никогда не проходит, да и не может пройти. Только в одно время более популярными становятся одни украшения, а в другой период истории другие.

Находка из Головчицкого парка — это небольшой круглой формы медальон без каких-либо клейм и надписей на нем, что несколько затрудняет датировку этого предмета. Если бы на нем был религиозный сюжет, то, несомненно, это была бы ладанка-мощевик, внутрь которой клали ладан или же частичку мощей святого, чтобы обезопасить себя от нечистой силы. Но этого нет и, как видно, с религией он не связан. Зато, по моему мнению, именно от этого вида культовых предметов подвеска и происходит. Такой вывод напросился, когда я изучил этот вопрос. Что же тогда в этом медальоне хранили?

От англии до полесья

В Викторианскую эпоху, во второй половине XIX века, в Англии вошло в моду носить с собой локоны любимого человека.  Для этого изготавливали специальные украшения по образцу ладанок-мощевиков. Мода быстро распространилась по всей Европе и пришла к нам на Полесье. Здесь она прижилась, потому что не противоречила нашему мировозрению. В волосах, по верованиям славян, заключалась жизненная сила человека. Ведь не случайно до сих пор существует традиция хранить первые срезанные волосы ребенка. Этим самым как бы предполагается, что та жизненная сила, которая передалась ребенку от отца и матери, будет долго сохраняться, пока ребенок не вырастет. Я уже не говорю о том, что в недалеком прошлом волосы никогда не выбрасывали, а сжигали, потому что, попади они к недображелателю, — жди беды. Так раньше люди считали, и некоторые считают до сих пор. Недоброжелатель их может использовать в колдовских целях и причинить страшный вред человеку.

Прядь подаренных волос символизировала глубокие чувства,  намекала на серьезные отношения. Считалось, что если волосы, подаренные молодым человеком, будут храниться в медальоне девушки, то их жизненная сила объединится, и с ним ничего не случится. Особенно такие подарки были актуальны во время войны. Когда появилась возможность делать фотографии, то внутрь вместо волос могли вставить и ее.

В старинном парке

Разобравшись с тем, что медальон предназначен для хранения волос, приступаем к следующему вопросу — датировка этого предмета.

Поскольку в Англии мода на такие изделия появилась в середине XIX века, то к нам она могла прийти, на мой взгляд, несколько позже.

В расцвет Викторианской эпохи Горватты на месте старого, оставшегося от Оскерок имения, стали строить свое. Строительство было масштабное, и за один год его не завершить. Тем более, что кроме панского дома, надо было выкопать пруды, возвести хозпостройки и бровар. Прудов в парке, по воспоминаниям старожилов, было три. Между двух был насыпан, или же, скорее всего, оставлен во время этих масштабных земляных работ островок, на котором по приказу Горваттов была построена деревянная беседка, которая предназначалась для отдыха и встреч. В прудах дно было выстлано толстым слоем глины и вода, попадая в пруды, никуда не уходила, а все время держалась. Во времена Горваттов в один из прудов запустили  красного карася, а в других водились белые караси. К сожалению, в советский период, надумав почистить пруды, местная власть это не учла. В результате был нарушен защитный глиняный слой, и пруды высохли.

Когда Горватты после революции покинули имение, то широкие слои населения получили доступ в парк. Островок с беседкой был одним из самых романтических мест на территории Наровлянского района. Думаю, что не одно поколение молодых головчан назначало там свидания. Видимо кто-то из девушек и потерял здесь эту подвеску, которая правильно называется кулон-лакет.

Цветок лотоса

С датировкой предмета может помочь также изображение цветка на медальоне. Как известно, многие цветы имеют символическое значение, и в разные периоды истории была своя мода на те или иные цветы. Так вот, на медальоне из Головчицкого парка изображен цветок лотоса. Не роза, как бы подумалось на первый взглад, а именно лотоса. Это тоже дань моде, которая пришла в российскую империю во второй половине XIX века, и нашла свое отражение во многих сферах жизни того времени, в том числе и прикладном искусстве, образцом которого является этот медальон. Лотос в буддизме считался символом чистоты. Ведь он зарождается в болотной мутной среде, а вот на свет появляется незапятнанным и чистым. В этом цветке заключалось творческое начало, это место зарождения жизни, связанное с культом плодородия. Лотос, как культовое, священное растение почитался во многих странах Востока, в Индии, Китае, Древнем Египте и других странах.

Его повсюду использовали в быту: из его цветов плели венки, гирлянды, украшали жилища, а семена, листья и коренья употребляли в пищу. Применяли его и в медицине при лечении сердечно-сосудистых заболеваний, в качестве анисептического, тонизирующего и мочегонного средства. Значительный след этот цветок оставил и в геральдике. До сих пор цветок лотоса изображен на гербе Бангладеша.

Мода на «восток» пришла в Российскую империю вместе с чайными караванами из Китая и быстро стала распространяться среди купечества и дворянства. Были предметы, привезенные из Востока и в домах Горваттов. Известна, например, статуэтка индийской богини Тары, которую нашли внутри опорного столба, когда разбирали старый кирпичный забор Горваттов в наровлянском имении.

Получается, что эту подвеску можно условно датировать второй половиной XIX — началом XX века. Конечно, пока остается открытым вопрос о том, что она  имеет отношение к Горваттам. Думаю, что вряд ли об этом стоит утверждать. Ведь не только Горватты жили в Головчицах, но и среди других жителей этого села были люди грамотные и образованные, которые могли приобрести это недорогое украшение, а затем потерять его.

Кулон-лакет из Головчицкого парка напоминает нам не только о самом светлом периоде нашей жизни — молодости, но рассказывает о взаимопроникновении культур различных народов на территорию Полесья.

Василий ЧАЙКА, фото автора