Май 1943 года. Фашисты решили раз и навсегда расправиться с партизанами соединения Сидора Ковпака на левой стороне Припяти, загнав их в междуречье Днепра и Припяти. Для этого им необходимо было много сил и средств. Они их нашли, подтянув с фронта дивизию, придав ей танковый полк и другие части, немцы повели наступление на партизан от железной дороги Гомель – Калинковичи. Так начиналась операция «Мокрый мешок».

С нашей, правой стороны Припяти, оборону у немцев держали различные части, в том числе и из числа предателей, перешедших воевать на сторону Гитлера. Сил, чтобы противостоять партизанам у них на правобережье тоже было достаточно: в Тешкове — 300, в Вяжищах — 250, в Дерновичах — 500 солдат противника. Одной из частей, воевавших у фашистов были «синие бунды» — так называли местные жители это воинское формирование. Кто же такие эти загадочные «синие бунды»?

«Бундой» — на нашем диалектном языке называют кофту. Получается, что синим у этих вояк был либо весь мундир, либо какая-то его часть, что бросилась людям в глаза и дала возможность разгуляться фантазии местных. По словам жителей района, говорили «синие» на русском языке, а на уточняющий вопрос, наровляне добавляли, что это «власовцы». Что ж, на первый взгляд, все вполне логично. Лишь со временем, детально изучая этот вопрос, я понял, что слово «власовец» стало собирательным, им стали обозначать всех предателей, перешедших служить фашистам.

На самом же деле власовцы носили обычное немецкое обмундирование темно-зеленого цвета и лишь нашивки на кителях были у них другие, никаких синих элементов одежды у них не было, за исключением полоски на триколоре. Главную подсказку о «синих бундах» я нашел, изучая дневниковые записи комиссара соединения Ковпака Семена Руднева. В коротких, лаконичных записях, рассказывая о том, как прошла эта тяжелейшая боевая операция, он подводит ее итог, перечисляет трофеи и пишет: «Полностью разгромлен 159-й полицейский батальон».

159-й полицейский батальон шуцманшафт или сокращенно «шума» был сформирован из казаков. Казаков немцы считали отдельным от русских этносом. Они называли их «равноценными соратниками, которые вместе с германскими солдатами участвуют в борьбе против большевистских врагов». Каждый батальон состоял из штаба и четырех рот, общая численность батальона доходила до 1 000 человек. Подчинялись эти формирования СС. Они выполняли охранные и карательные задания эсэсовцев. Вот поэтому их и направили в наш район для борьбы с партизанами. Удалось отыскать в интернете фотографию, где они сфотографировались в Калинковичах, после того как прибыли на Полесье на очередную карательную экспедицию. Фотография датирована 1943 годом.

Форма у них, как и у эсэсовцев, была черной. Один из свидетелей времен войны дал ей такое описание:  «В городе много русских в немецкой форме. У них шинели черного цвета. Синие манжеты, синие воротники».

Вот откуда и взялось местное название для них «синие бунды»!

Получив от Ковпака у нас в районе возле Вяжищ «по загривку», остатки разгромленного батальона отправились дальше исполнять свои черные дела, а тела погибших «власовцев» еще долго валялись по лесу, потому что люди отказывались их хоронить. Ну, что ж такова судьба предателей.

Василий Чайка, фото из открытых интернет-источников