Нет, наверное, ни одной белорусской семьи, которой не коснулась бы война. И во многих из них свято чтят своих героев, которые на фронтах и в тылу ковали Победу. Для наровлянина Александра Купченко таким героем является его дед Владимир.

Александр позвонил в редакцию и рассказал, что у него хранятся копии документов о боевом пути его деда в годы Великой Отчественной войны. Мужчина попросил рассказать историю своего родственника, который храбро сражался с немецко-фашистскими захватчиками.

Владимир Купченко родился в 1895 году в деревне Смолегов. В ряды Красной армии был призван в ноябре 1943 года. На службу попал в 233-й отдельный саперный батальон.

С первых дней на фронте Владимир Остапович проявил свои лучшие качества. Он участвовал в боях за украинские города Здолбунов и Дубно. Неоднократно под огнем врага выполнял ответственные боевые задачи по минированию танкоопасных направлений и наведению переправ через реки Усьце и Иква.

В июльских наступательных боях 1944 года при постройке мостов через реки Гучква и Вепш наш земляк, рискуя жизнью, один трудился за пятерых. Будучи плотником, создавал инженерные конструкции по установке опор моста, что позволило в разы сократить время работы, которое, как известно, в бою на вес золота.

29 июля Ставка Верховного Главнокомандующего издала специальную директиву за номером 220166, в которой, в частности, приказывалось следующее:

«… командование фронта обязано максимально обеспечить переправочными средствами те армии, в полосе которых Висла должна быть форсирована согласно приказу Ставки… … Ставка обязывает вас довести до сведения всех командиров вашего фронта, что бойцы и командиры, отличившиеся при форсировании Вислы, получат специальные награды орденами вплоть до присвоения звания Героя Советского Союза…»

Не думаю, что обещанные награды побудили Владимира Купченко действовать, несмотря на весь ужас, который творился на реке. Он руководствовался не тщеславием, а любовью к Родине и солдатским долгом.

30 июля в районе Копец Владимир Остапович, находясь в расчете лодки, под ураганным пулеметно-минометным огнем врага и пушек прямой наводки, в первый день форсирования Вислы совершил три рейса, доставив на западный берег первые десанты пехоты. 18 суток подряд в смертельных условиях обеспечивал переправу частей дивизии. Его лодка работала бесперебойно. Случалось, что за ночь он совершал по семь рейсов. Всего же за время форсирования реки им было совершено 72 рейса, во время которых он перевозил личный состав, боеприпасы, продовольствие и эвакуировал раненых.

Сегодня, в мирное время, может показаться, что ничего героического в перевозке людей и грузов с берега на берег нет, но война создает совсем иные условия. Вот, что вспоминал о тех днях маршал Василий Чуйков, чья армия не только форсировала Вислу, но и отстояла Сталинград:

«Сразу заговорили орудия всех калибров. На один километр прорыва было сосредоточено местами свыше двухсот стволов. Казалось, что земля поплыла под ногами. Сначала слышался грохот разрывов. Этот гул нарастал по мере того, как включались крупные калибры. Впереди, на позициях противника, все смешалось. Пыль, огонь, дым, фонтаны земли и болотистой жижи закрыли, затмили солнце. Утренний свет померк. Бушевал артиллерийский ураган возмездия… Потом уже стало известно, что за тридцать минут артиллерийского налета  артиллерия армии выпустила 77 300 снарядов».

Спустя три дня отвоеванный участок на западном берегу Вислы удалось расширить до 10 км по фронту и до 15 км в глубину. Владимир Купченко своей самоотверженной работой на переправе способствовал завоеванию и закреплению этого плацдарма.

На этом боевой путь нашего земляка не закончился. Впереди его ждали взятие Берлина, Дрездена и освобождение Праги. За мужество, проявленное в годы великой Отечественной войны он награжден Орденом Красного Знамени.

Алеся ЛИТВИН, фото из открытого интернет-источника