На Наровлянщине есть немало талантливых, искренних, трудолюбивых людей, которые после себя оставляют добрый след и светлые воспоминания. Уверена, эта публикация у многих вызовет интерес и ностальгию о прошлом.
Жителям Красновки Адаму и Брониславе Партыко в январе исполнилось по 88 лет. Вместе супруги живут 23-й год. До этого у каждого из них был свой путь, своя яркая биография.
Адам Петрович рос без матери, мачеха также рано ушла из жизни. Воспитывал мальчика отец, инвалид первой мировой войны. Успеваемость у Адама Партыко в Красновской школе была хорошая, особенно удавалась арифметика, но из-за того, что он посетил церковь, его оставили на второй год во втором классе. И не удивительно, ведь это был период антирелигиозной борьбы. Седьмой класс юноша не окончил, поэтому в военном билете была запись «начальное образование». Во времена Карибского кризиса он в стройбате изготавливал площадки для ракетных установок.
— Мы все делали своими руками, топорами и пилами, — вспоминает Адам Петрович. — Служить мне было легко, потому что к труду был приучен. До армии я построил дом, женился. Во время службы получал благодарности, за что 28 раз навещал семью, а после возвращения быстро вливался в строй.
Адам Партыко работал в Кировском лесничестве, затем в колхозе. С теплотой он вспоминает работу в Красновском сельсовете. Счетовод-кассир собирал налоги, выполнял план по добровольному страхованию, вел военный учет.
— Вначале было тяжело, но я старался, вел тетрадь, переписал людей из 10 населенных пунктов, входивших в состав сельсовета, — признается собеседник. — Собрал сведения о более 250 ветеранах Великой Отечественной войны. Изготовил стенды, на которых размещал фото участников войны, лучших доярок, благодарности и характеристики земляков, служивших в армии. В альбомах сохранял исторические сведения, коллекционировал медали, значки, погоны.
Для работы необходимы были знания. 11 классов Адам Петрович окончил в Кировской вечерней школе. Кроме того, он постоянно занимался самообразованием.
— Когда принял библиотеку, там были пыль, табачный воздух, сквозняки в дверях. «Надо навести культуру», — подумал сразу, — делится воспоминаниями мужчина. — Я занялся перепланировкой, оклеил стены, сделал стеклянный потолок, украшенный цветами, огородил забором, разбил клумбы, развел комнатные растения, построил беседку в виде купола. С северной стороны ее остеклил, провел электричество, на столе нарисовал шахматную доску, изготовил шашки. Вечером в ней собирались взрослые и дети. Им я выносил газеты и журналы. Некоторые спрашивали, зачем мне все это…
Также он вел кружок фотографии, учил детей играть на гармошке. Однажды Адам Партыко с ребятами увидел на снегу возле библиотеки следы зайца. Став на лыжи, они отправились в поход, где не только встретили пушистого зверька, но и устроили пикник. Библиотекарь учил детей разводить зимой костер, наблюдать за птицами, изучать их повадки, изготавливать скворечники. Он успевал быть депутатом, членом исполкома, провел четыре Всесоюзные переписи, а в 1988 году Красновская библиотека заняла третье место в области.
К сожалению, более 20 лет назад библиотека сгорела, а вместе с ней и труды Адама Партыко.
Бронислава Александровна во время Великой Отечественной войны жила в Ничипоровке.
— Ночью меня мама разбудила и сказала, что немцы в Красновке, нужно идти в лес в сторону Лубеня. Она собирала вещи, а я сонная на кровати спросила, взяла ли с собой хлеб, — с дрожью в голосе вспоминает Бронислава Партыко. — Мама несла меня в платке за плечами. Семьи ехали на лошадях. Отца у меня не было, поэтому мы шли пешком. В лесу прятались под папоротником, соснами. Фашисты в деревне забрали коров, но наша была с характером, бойкая. Ей удалось сбежать. Свою хозяйку она нашла в лесу и громко замычала. Люди стали возмущаться: «Корова нас всех выдаст немцам. Убирайтесь с ней куда хотите!» Затем смирились. Животное многих спасло от голода…
Когда мать и дочь возвратились, увидели лишь пепелище. Из горелых досок сделали будочку, чтобы прятаться от непогоды. Позже соорудили землянку с печкой и окошком, в которой прожили 9 лет. Дом строили долго, брали кредит, таскали доски, просили лошадей, волов, помощи у мужчин. У Брониславы Александровны была мечта стать зоотехником, но мать учиться не пустила. Девушка работала в колхозе, выращивала молодняк, доила коров, а затем трудилась продавцом в Ничипоровке, в Кирове, лаборантом в совхозе, за успехи получала грамоты и премии.
Адам и Бронислава Партыко связали жизни в немолодом возрасте, но считают свою встречу подарком судьбы. Для них главное — дети, внуки и правнуки. А еще мужчина умелец на все руки, он смастерил много приспособлений, чтобы облегчить себе и жене труд.
Ольга Партыко, фото Виктора Павлова