Деревня Будки расположилась в 25 км на юго-запад от Наровли. Сельчане заняты возделыванием огородов, заботами о домашнем хозяйстве и работой в организациях и на предприятиях Наровлянщины.

Будки по письменным источникам известны с XIX века как село в составе поместья Головчицы, которое принадлежало Горваттам, в Наровлянской волости Речицкого уезда Минской губернии. В 1879 году обозначена в Демидовском церковном приходе. Согласно переписи 1897 года в деревне проживало 284 человека.

Советская власть в Будках установлена в ноябре 1917-го. В 1931 году организован колхоз «Красный борец», работала кузница.

Великая Отечественная война не обошла деревню стороной. Будки расположены недалеко от города Ельска, где во время оккупации края размещался немецкий гарнизон. В один из летних дней 1943 года на дороге Овруч – Мозырь был убит венгерский офицер, который был на службе у нацистов. Виновными «назначили» партизан, обитавших в лесах вокруг Будков. Простить смерть офицера нацисты не могли и подожгли деревню. В огне было уничтожено 110 дворов, гитлеровцами расстреляны 77 жителей.

Женщины и дети, которые остались в живых, вечером и ночью, как могли, похоронили своих односельчан.

После войны на месте захоронения безвинных жертв были установлены деревянные и металлические кресты. В июле 2015 года бойцы 52-го отдельного специализированного поискового батальона провели эксгумацию останков мирных жителей, которые перезахоронены на гражданском кладбище с учетом христианских и этических норм.

От репрессий до дня сегодняшнего

Рассказываем непростую историю семьи Нины Павловской.

Период становления советской власти неразрывно связан с борьбой с кулаками. Для укрепления коллективных хозяйств и закрепления авторитета партии «крепких» крестьян раскулачивали, ссылали в Сибирь, а их имущество передавали колхозам. Именно это произошло с Исифом Махаты, дедушкой героини публикации. Будучи в царской России экономом помещика, он был выслан вместе с женой и шестерыми детьми на Урал. На родине остались пятеро детей, которые проживали отдельно от родителей.

Мама Нины Павловской, выйдя первый раз замуж недолго наслаждалась семейным счастьем. Ее мужа, как тогда говорили, «забрали по линии НКВД», а женщина осталась одна с двумя детьми на руках. Отец же, спасаясь от голода, царившего в 30-е годы прошлого века в Украине, временно оставив на родине двух сыновей, перебрался в Будки. Здесь и встретились два человека с непростыми судьбами.

— Батька поехал и забрал своих хлопцев. У них с мамой родилось шестеро детей. Вот и получается, что двое — батьковых, двое — маминых, общих — шестеро. Всего — десять детей, — говорит собеседница.

Из своего детства она помнит лишь голод, а еще фашистов, которые, придя в 1941 году на нашу землю, чувствовали себя хозяевами. А в 1943-м сожгли Будки.

— Нашей семье, в отличие от многих других, удалось уцелеть. В этот день старшая сестра находилась у тетки в Физинках, а батька посадил  нас, троих младших детей, на воз и повез к родственникам в деревню Добрынь, — вспоминает Нина Степановна. — Приехали на место, только успели распрячь коня, как увидели зарево над Будками. Мадьяры согнали 13 человек, среди которых были мама и два брата, в огород и стали строчить, при этом убивая только взрослых. Дети бросились кто куда, а мама упала вместе с остальными односельчанами, сраженная автоматной очередью. Но она осталась жива, лишь ранена в руку. Остальные погибли.

Несмотря на все пережитые ужасы войны, Нина Павловская не очерствела. Она вышла замуж, вместе с супругом Болеславом родили и воспитали четверых детей. Владимир — полковник в отставке, Николай — кандидат биологических наук, Виктор — лесовод, Анна — аудитор.

Уже много лет рядом с героиней публикации нет ее надежного плеча, горячо любимого мужа. Отрадой женщины стали шестеро внуков и семеро правнуков, в которых бабушка души не чает.

Льется песня и … молоко

Обветшалые хаты наталкивают на мысль, что дни этого населенного пункта сочтены. Но это вовсе не так, жизнь здесь течет своим чередом, а порой и бурлит буйным потоком.

Организация праздников и досуга местных жителей лежит на заведующей сельским клубом Наталье Коркуть. Здесь дружно отмечают Новый год, Рождество, День защитников Отечества, 8 Марта, День деревни. Проводят встречи с воинами-интернационалистами. А еще будковцы участвуют в районных ярмарках, в народном празднике «Купалье».

Наталья Григорьевна привлекает к творчеству и своих внуков, которые приезжают из Гомеля. В клубе они декламируют стихи, играют на музыкальных инструментах, поют песни.

В будни сельчане приходят в местный центр культурного досуга, чтобы поиграть в шашки, шахматы, обсудить насущные вопросы.

Новый виток развития Будки получили с открытием в минувшем году первой очереди одноименного молочно-товарного комплекса на 600 голов дойного стада. Комплекс не только вносит вклад в экономику района, но и обеспечивает жителей Наровлянщины рабочими местами.

Товарами повседневного спроса будковцов снабжает местный магазин. Более 40 лет здесь трудится Светлана Кожедуб. В сельпо есть все необходимое, чтобы посетители могли удовлетворить свой покупательский спрос. Ассортимент сельмага не уступает городским: мясные полуфабрикаты, бакалея, разнообразные колбасные, хлебобулочные изделия, фрукты, овощи. По заказу доставляют шифер, цемент, бытовую технику, прочее.

Сейчас на улицах деревни пустовато, но с потеплением воздух наполнится голосами не только местных жителей, но и детворы, которая приедет погостить к бабушкам и дедушкам.

Алеся ЛИТВИН, фото Виктора ПАВЛОВА и из архива семьи Павловских