В апреле 2021 года Генпрокуратура возбудила уголовное дело по факту геноцида населения Беларуси во время Великой Отечественной войны и в послевоенный период. О работе в этом направлении, проведенной на территории Наровлянщины, рассказал прокурор района Павел Ярмош.

Следственной группе за три года довелось изучить десятки томов уголовных дел, множество актов Чрезвычайной государственной комиссии, опросить свидетелей тех страшных событий.
— За период расследования этого уголовного дела установлено, что на Наровлянщине полностью или частично сожжены 36 населенных пунктов. Отмечу, что 7 из них ранее не были установлены, — поделился информацией прокурор района Павел Ярмош.
Он рассказал, что эти сведения получены при детальном изучении архивных актов расследования злодеяний 1945 года. Также Павлу Викторовичу удалось выяснить, что в Наровле находилась тюрьма, в которой фашисты принудительно держали мирных жителей. В документах существует лишь упоминание о ее фактическом наличии, где же она находилась, — еще предстоит выяснить. Кроме того, подобные места имелись в здании сельского клуба в Боровичах (до 30 июля 1964 года — Грязливо. — Прим. авт.) и в церкви деревни Белая Сорока. Фашистские оккупанты убили более 700 человек, среди которых женщины, дети, старики. Сожгли заживо 112 мирных жителей, угнали на принудительные работы в Германию — более 500.
— Человеческие потери ни с чем несопоставими. Но Наровлянщине нанесен и материальный урон: сожжено 2 345 домов, 70 конюшен, 17 колхозных и 14 сельских клубов, 30 школ, пять сельсоветов, 46 магазинов, 16 медицинских учреждений. Пострадала и кондитерская фабрика «Красный Мозырянин»: немцы разобрали оборудование и увезли, — констатировал факты Павел Викторович.
Огромный ущерб причинен и культурной жизни. Наровлянский район в довоенные годы был признан одним из самых окультуренных. А наш парк считался лучшим в области. Городская библиотека насчитывала более 30 тыс. экземпляров. Вражеские солдаты сожгли дворец Горваттов в городском парке, также огнем уничтожен библиотечный фонд.
Нацисты поставили перед собой цель планомерно истребить советский народ. Для этого они лишали простых людей любых средств для существования: изымали деньги, молоко, хлеб, угоняли скот. Конечно же, никто не хотел расставаться со своим нехитрым скарбом и оказывал сопротивление. За это их калечили, убивали.
— Невозможно передать тот ужас, который меня порой охватывает при изучении архивных материалов. Углубляясь в вопрос, я все больше убеждаюсь, что фашистам были чужды сочувствие, жалость, сострадание, — добавляет собеседник. — Приведу пример злодеяния и варварства, который меня поверг в ужас. У оккупантов было развлечение: они забирали у матерей младенцев, подбрасывали их в воздух и стреляли.
Считаю, что такому зверству нет никакого оправдания. Поэтому проводимая нами работа очень важна. Сведения из уголовного дела позволят поставить перед международными организациями вопрос о признании Беларуси пострадавшей от геноцида, пресечь попытки обесценить историческую правду.
Были приспешники этих извергов и среди местного населения. Следственной группой района проводится работа по систематизации лиц, добровольно содействующих преступной деятельности фашистов.
Павел Ярмош отметил, что огромную помощь в расследовании злодеяний на территории района оказываю, первый заместитель председателя райисполкома Наталья Коваль, директор историко-этнографического музея Раиса Бобр, краевед Василий Чайка. Прокуратура района совместно с рабочей группой райисполкома в музее и в учреждениях образования создали экспозиции, посвященные геноциду белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
— Каждый белорус должен знать цену Победы и не забывать, кто и зачем пытался нас уничтожить. Восстановление исторической справедливости — наше общее дело, — сказал прокурор.
Алеся ЛИТВИН