Советский летчик Николай Гастелло совершил подвиг, являющийся одним из самых известных примеров героизма в истории Великой Отечественной. В его честь названы улицы во многих городах бывшего СССР, в том числе и в Наровле.
В самом начале войны фашисты захватили господство в воздухе. Они иногда просто издевались и нагло охотились, атакуя не только войска, но и мирных жителей. Очень непросто было летать тем пилотам, которые в 1941 году противостояли врагу в небе. Можно сказать, что практически каждый боевой вылет был сам по себе уже подвигом, особенно для бомбардировочной авиации. Один из таких вылетов экипажа Николая Гастелло стал величайшим образцом безграничной храбрости.
Родился будущий прославленный летчик в семье Франца Павловича Гастылло, уроженца села Плужины Кореличского района Гродненской области, который в 1900 году отправился в Москву на заработки, где и остался жить, изменив фамилию на Гастелло. В столице Российской империи он трудился рабочим-литейщиком на железной дороге. Здесь же познакомился со швеей Анной Семеновной, поженились, и у них родились два сына: Николай и Виктор.
В шесть лет Николай поступил в училище для мальчиков, но в 1918 году в Москве был голод, и их отправили на Поволжье. В 1924 году семья переезжает в город Муром, где Франц Павлович и Николай трудятся на заводе «Муромтепловоз». Николаю пришлось совмещать учебу в школе и работу на заводе.
В 20 лет он вступил в ряды партии. По специальному набору в 1932 году Николая Гастелло призвали в Красную Армию. Летную специальность он начал осваивать в городе Луганск. Затем пять лет служил в Ростове-на-Дону в должности второго пилота, а потом стал командиром экипажа бомбардировщика и заместителем командира эскадрильи.
26 июня 1941 года с аэродрома поднялся самолет ДБ-3Ф, в составе экипажа: штурман Николай Бурденюк, лейтенант Григорий Скоробогатый, стрелок-радист Алексей Калинин и командир Николай Гастелло. На земле остался еще один член экипажа самолета, наш земляк, уроженец деревни Тешков Наровлянского района, механик Иван Филоненко. Он и проводил своих боевых друзей в бессмертие.
Перед экипажем стояла задача нанести авиаудар по движущейся колонне фашистской техники по дороге Молодечно — Радошковичи. Вместе с ними вылетел еще один бомбардировщик, из рапорта членов этого экипажа и стало известно о подвиге.
Вылет произвели во второй половине дня, самолеты летели на высоте 1 000 м. Через час звено обнаружило южнее Радошковичей большую вражескую колонну. Гастелло выбрал для атаки то место, где стояли бензовозы. Штурман точно высыпал бомбы на фашистов и их технику, а стрелок-радист обстрелял убегающих солдат из пулемета. Командир сделал второй, а потом и третий заход на врага. Уходя от цели, на развороте к солнцу Николай Гастелло замечает, что из-под крыла появляется пламя. Он подал сигнал второму самолету возвращаться на базу. Объятый пламенем самолет Николая Францевича перешел в пикирование и врезался во вражескую колонну. «Огненный таран» — так назвали подвиг Гастелло.
Такие маневры пилоты совершали на всех этапах войны. Были они и во время летних сражений 1941 года, и при обороне Москвы, Ленинграда и Сталинграда, в сражениях на Курской дуге и Днепре, в Беларуси и Польше, а также, уже после разгрома Германии, — в кампании против императорской Японии. Всего по подсчетам историков за годы войны их совершено 152. Но все эти летчики-герои стали «гастелловцами», повторившими подвиг экипажа Николая Гастелло.
Василий ЧАЙКА, фото из открытых интернет-источников